14 мая исполняется ровно 20 лет с того дня, когда на базе Договора о коллективной безопасности, заключенного 15 мая 1992 года, возникла Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Первоначальный состав Организации был таков: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Этот состав совпадает с нынешним. Но так было не всегда. В 2006-2012 году отметился своим членством в ОДКБ Узбекистан. В 2012 году он приостановил членство. Вместе с тем с конца 2010-х гг. наблюдается сближение Ташкента с ОДКБ. Недалеки от истины те эксперты, которые прогнозируют возвращение Узбекистана в ОДКБ.
Что же ожидали от ОДКБ отцы-основатели? Прежде всего, превращения с течением времени в реальный противовес НАТО. Они верили в то, что это будет надежный инструмент укрепления мира и стабильности. Прогнозировали основательное участие Организации в формировании архитектуры международной и региональной безопасности. Заявляли, что любое государство-член может полностью рассчитывать на защиту на коллективной основе, если встанет вопрос о сохранении его независимости, территориальной целостности и суверенитета.
Сбылись ли эти ожидания? Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, специально подчеркнем, что ныне ОДКБ имеет все признаки современной многофункциональной организации. А ведь многие годы была всего лишь одна функция – оборонительного союза. Путь соответствующей трансформации был непростым. Мешали амбиции местных политических элит, серьезные разногласия между государствами-членами, крайняя незаинтересованность коллективного Запада в успехе интеграции на постсоветском пространстве.
Конечно, для ОДКБ на первом месте всегда было обращение к блоку вопросов, связанных с военными угрозами. Вносится также лепта в усилия мирового сообщества, направленные на то, чтобы сломать хребет международному терроризму, поставить прочный заслон наркобизнесу, покончить с незаконной миграцией, эффективно противодействовать киберпреступности, своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации.
Разумеется, столь широкий круг вопросов предполагает наличие жизнеспособных организационных структур, четко сформулированных алгоритмов взаимодействия в сфере, относящейся к компетенции ОДКБ. По каждому из перечисленных вопросов имеется координационный совет при Комитете секретарей советов безопасности. Можно смело писать историю создания и развития региональных группировок войск (сил), созданных государствами-членами ОДКБ.
Успешно прошли стадию формирования Миротворческие силы ОДКБ (МС), Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) Организации. Немалую функциональную нагрузку взваливают на свои плечи члены Военного комитета. Постоянно приходится решать непростые задачи Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству.
Люди в погонах неизменно демонстрируют высокий профессионализм в ходе проведения в постоянном формате учений КСОР. Всегда можно выявить сухой остаток после комплексной антинаркотической операции «Канал». Обычно позитив перевешивает негатив в официальных отчетах по итогам оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по противодействию незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран. Эти мероприятия и операции имеют условное наименование «Нелегал».
Делается большой упор на блестящих интеллектуалов при подготовке и осуществлению совместных мероприятий государств — членов ОДКБ по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (операция «ПРОКСИ»).
Три года назад был дан зеленый свет антитеррористическому комплексу оперативно-профилактических мероприятий под условным наименованием «Наемник» (спецоперация «Наемник»). Истинным профессионалам, действовавшим по линии ОДКБ, удавалось пресекать вербовку тех своих соотечественников, которые горели желанием участвовать в террористической деятельности, лишать их каналов въезда/ выезда с этой преступной целью. На высоте оказались и те люди в погонах, которые задействованы в нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ.
Руководство ОДКБ продемонстрировало мудрость, сумев погасить политическими средствами пограничный конфликт между Киргизией и Таджикистаном, имевший место весной 2021 года.
Обращает на себя внимание документ, скрепленный подписями глав государств-членов данной организации на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ 16 сентября 2021 года в столице Таджикистана. Речь идет о протоколе к Соглашению о миротворческой деятельности ОДКБ от 6 октября 2007 г. Настоящий документ впервые в истории ОДКБ предусматривал принятие государствами-членами координирующих функций в случае участия Коллективных миротворческих сил в операциях ООН по поддержанию мира. Здесь четко и ясно сформулировано определение «координирующего государства». Под ним подразумевалось «одно из государств-членов ОДКБ, которое выберет специальный совет для решения организационных вопросов и обеспечения задействования коллективных миротворческих сил в операциях ООН».
Что это даст? Станет гораздо более высокой скорость реагирования миротворческого контингента. В большей степени будут гарантированы защита и безопасность миротворцев. Меньше проблем окажется касательно переговорных позиций, обмена информацией. Повысится эффективность сотрудничества между ОДКБ с другими организациями по поддержанию международного мира и безопасности. Россия, скорее всего, получит мандат на представительство ОДКБ в системе ООН.
Белорусский специалист-международник Олег Лешенюк вполне обоснованно заявляет: «Наличие координирующего государства позволит перераспределять ведущую роль между членами ОДКБ, что снизит количество обвинений в адрес Российской Федерации со стороны коллективного Запада о преобладающей роли России в этой организации и, соответственно, не позволит высказываться о том, что ОДКБ следует сугубо российской повестке. Опыт по координации будет получен всеми государствами-членами, что фактически подчеркнет независимость и нейтральный статус ОДКБ. Обретение такого нейтрального статуса позволит ОДКБ расширить свое влияние и действовать на территории других государств по их приглашению».
А сейчас остановимся на событии, которое явилось переломным в процессе адаптации структуры ОДКБ для обеспечения системы евразийской безопасности. В этом событии все было впервые. Вот Заявление Председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ – Премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна 6 января 2022 года:
«В связи с обращением Президента Республики Казахстан К.-Ж.К.Токаева и ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету Республики Казахстан, вызванной, в том числе, вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности принял решение направить Коллективные миротворческие силы ОДКБ в Республику Казахстан на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки».
Миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане стартовала в тот же день и завершилась 19 января 2022 года. Главный итог миссии: снятие угрозы национальной безопасности и суверенитету Республики Казахстан. Ни с чем остались скептики, которые до драматического января сильно сомневались в роли и значении ОДКБ в обеспечении стабильности и безопасности в зоне ответственности данной Организации. Все неангажированные эксперты, политики, государственные деятели однозначно констатируют повышение роли и значения ОДКБ в данном вопросе.
Современный этап деятельности ОДКБ отмечен и укреплением сотрудничества рабочих органов Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств и секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. 16 февраля 2022 г. в российской столице была подписана соответствующая совместная позиция.
Через 8 дней началась военная спецоперация России в Украине. Судя по настроениям партнеров России по ОДКБ, если встанет вопрос о направлении миротворческой миссии ОДКБ в Украину, будет полное единство, все поддержат.
Конечно, нет оснований считать, что ожидания отцов-основателей ОДКБ сбылись на 100 процентов. Но, несомненно, и то, что бóльшая часть на пути адаптации ОДКБ к современным вызовам и угрозам безопасности уже пройдена. Не завершен процесс формирования соответствующей законодательной базы ОДКБ, явно неудовлетворительно выглядит информационное сопровождение деятельности Организации. 18 лет ОДКБ является наблюдателем в ООН. Но до эффективного взаимодействия с ООН по линии миротворчества дело пока не дошло. Протокол от 16 сентября 2021 года находится сейчас на стадии ратификации. Я уверен, что после ратификации будут те результаты, которые мною прогнозировались.
Автор: Михаил Стрелец