Найти тему
Ума палата

Бутафорский Париж

Когда начинается война, с первых ее минут, вражеским бомбардировкам подвергаются стратегически важные и крупные города. Париж во время Первой мировой войны не стал исключением, и для того, чтобы обезопасить и сохранить город, подразделение, отвечавшее за защиту территории Франции от авианалетов, инициировало строительство копии Парижа с целью сбить с толку немецких летчиков. Самолеты тогда еще не были оснащены радарами, поэтому, создавая город-подделку с тысячами огней, французы надеялись отвлечь летчиков на ложные цели.

Кратер от бомбы. Париж, 1917
Кратер от бомбы. Париж, 1917

Под давлением госсекретариата по аэронавтике и подразделения противовоздушной обороны в начале 1918 года было принято решение сделать симуляцию не нескольких улиц, а всего Парижа. Для этого надо было найти изгиб Сены, аналогичный парижскому, и сделать так, чтобы в зонах, предназначенных для вражеских бомбардировок, не было населенных пунктов. Для построения Парижа-2 была выбрана область городка Мэзон-Лафитт в 24 км от центра Парижа, который тоже находился на реке Сена. В результате были выбраны три района: в первом предполагалось создать копию Сен-Дени, Обервильера, Восточного и Северного вокзалов, в двух других - малое кольцо железной дороги, Елисейские Поля, другие известные места Парижа и промышленные объекты.

Карта поддельного Парижа, 1917.
Карта поддельного Парижа, 1917.

Однако подразделение ПВО не обладало средствами, необходимыми для реализации проекта, и было вынуждено обратиться к частному производителю, инженеру Фернану Джакопоцци, впоследствии прославившегося созданием освещения Эйфелевой башни, Елисейских Полей и многих других парижских памятников.

Строительство началось с создания копии Восточного вокзала, включающей здания, железнодорожные пути, поезда, сигналы и депо. Главной трудностью стал слишком яркий свет, делавший подделку неправдоподобной. Необходимо было привлечь внимание вражеских пилотов, не вызывая подозрений. Из сочетания транспортных средств, поезда изображались с помощью фанеры разноцветных ламп и искусственных выбросов пара создавалась видимость движения, которую клали на землю, боковой свет имитировал освещение внутри вагонов.

Поддельный железнодорожный вокзал.
Поддельный железнодорожный вокзал.
Поддельный движущийся поезд.
Поддельный движущийся поезд.

Были воссозданы известные кварталы столицы, включая Триумфальную арку и Парижскую оперу, а также промышленные районы. Деревянные копии домов были выполнены в мельчайших деталях, а специальное освещение создавало эффект работы на фабриках.

Но все эти установки были готовы уже после последнего немецкого авианалета на Париж в сентябре 1918 года, поэтому в деле испытать их не получилось и фальшивый город был демонтирован.

Как потом оказалось, немецкая сторона разрабатывала аналогичные проекты. И эти проекты не были бесполезными, так как, зная о существовании ложных целей, пилоты испытывали сомнения в подлинности даже настоящих объектов, что негативно отражалось на их решимости атаковать.

#первая мировая война #удивительные факты #история #история войны #удивительные факты #удивительное рядом #париж