Ох уж этот «страх чистого листа». О нём пишут все, кому не лень. Как видите, мне тоже не лень. Очень уж хочется провентилировать вопрос. Помочь пишущим людям, и, как ни странно, себе. Когда смотришь на творчество со стороны, например, глазами редактора, всякие разные мысли приходят в голову. Неожиданные и полезные.
Начну с себя. Страха чистого листа у меня никогда не было. Как никогда не болела я тяжёлой болезнью под названием «прокрастинация». Но о лёгкой и быстрой работе над произведением, даже очень скромного объёма, я могу только мечтать. Мало хотеть писать. И мало знать, что ты хочешь написать...
В самом начале у меня были проблемы с объёмом, а писала я на заказ, а первым пунктом заказа идёт объём. Иногда я не дотягивала. Вроде всё, что надо, написано, воду лить — только портить. Но это прошло. Была ещё одна проблема — скомканная концовка. Писала так, словно на самолёт опаздывала: стоя и держа в другой руке чемодан.
Одно время мучилась затянутым началом — очень уж хотелось плавно подвести читателя к сути. Особенно если суть непростая и даже болезненная. Вообще-то я могу очень долго перечислять свои писательские проблемы. Но, повторюсь, страха чистого листа у меня нет. И я могу честно и просто рассказать о том, как я начинаю.
Ведь что советуют профи, то бишь редакторы? Да много чего. Основная идея выглядит так: «Не знаете, с чего начать, начинайте с главного». Ну, спасибо, добрый совет! Ещё бы понять, что они подразумевают под словом «главное»… Всё-таки «главное» в тексте — нечто условное, и ужасно скользкое. Фиг поймаешь…
Я начинаю как придётся. Мелькнул в голове диалог — строчу. Пришло в голову название главы — тут же записываю. Всё следует записывать сразу. Выкинуть будет легко, а вот вспомнить нереально, уверяю Вас! Мысли любят появляться, когда уже засыпаешь. Понятно, хвататься за планшет или ручку лень. А потом жалеешь, что было лень…
Бывало, я очень много раз редактировала вступление, прямо-таки не могла остановиться. А бывало, первые строчки появлялись легко, избегали редактирования, и так и оставались первыми в окончательной редакции. Например, в книге «Катализатор смерти». Около двух тысяч самых первых знаков как родились, так сразу в дело годились.
А ещё я думаю вот что. Человеку, испытывающему страх чистого листа, имеет смысл взглянуть на проблему совсем с другого ракурса. Может быть, это знак? Знак того, что человек не писатель. А, например, редактор. Или фотограф. Есть, представьте себе, такая писательская мудрость: «Можете не писать — не пишите».