Найти тему
Openbusiness.ru

Свой бизнес: производство тротуарной плитки из пластика и песка

Количество ненужного пластика вокруг нас зашкаливает, поэтому производство полимерпесчаной плитки привлекательно доступным сырьем. Да и сама плитка по своим качествам во многом превосходит бетонную.

Обилие пластиковых бутылок, контейнеров и полиэтиленовых пакетов, которые не только тоннами попадают на свалку, но и загрязняют окружающую среду, вызывает у предприимчивых людей закономерный коммерческий интерес. Неужели нельзя использовать это добро для извлечения прибыли? Разумеется, можно. И одна из таких бизнес-идей - это производство тротуарной плитки из пластика. Если опираться на наиболее обкатанную технологию, то правильнее такой вид бизнеса будет называться производство полимерпесчаных изделий. Во-первых, потому что другим ключевым ингредиентом помимо пластика является песок. А во-вторых, потому что по данной технологии одной тротуарной плиткой можно не ограничиваться.

Плюсы и минусы бизнеса

Рассмотрим основные плюсы и минусы бизнес-идеи по производству плитки из полимерпесчаного композита.

Преимущества:

  • Сырье в избытке. Ключевой фактор, из-за которого многие обращают внимание на эту идею - доступное сырье. По подсчетам экологов, только пластиковые бутылки составляют треть всего мусора на планете - 20 тыс. бутылок покупается в мире ежесекундно, а большинство из них вскоре попадает на свалку. При этом для полимерпесчаного производства в ход идут не только бутылки, но и любые другие полимеры, которые могут не приниматься на другие виды переработки.
  • Потребительские свойства материала. Здесь речь о самих преимуществах полимерпесчаной плитки по сравнению с традиционной: высокая ударопрочность, небольшой вес, нечувствительность к влаге, низкая стоимость и так далее. Подробнее о свойствах поговорим далее.
  • Экологичность. При производстве полимерпесчаных изделий происходит изъятие из окружающей среды трудно разлагаемого мусора, поэтому такой бизнес не только помогает природе, но и попадает в тренд на экологичность и получает дополнительные маркетинговые преимущества.
  • Поддержка властей. Здесь нужно сразу оговориться, что “возможная”. Однако во многих регионах и муниципалитетах подобные начинания предпринимателей активно поддерживаются.
  • Низкая конкуренция. А подчас и полное ее отсутствие.

Трудности и недостатки бизнеса:

  • Несформировавшийся спрос. Одним из сдерживающих факторов в развитии такого бизнеса может оказаться вопрос сбыта. При всех преимуществах, потребители еще мало знакомы с таким видом продукции, а мода на нее еще не наступила. В связи с этим предприниматель, запустивший подобное дело в своем регионе, должен быть готов к роли первооткрывателя: знакомить людей с новой продукцией, постоянно рассказывать о его преимуществах и свойствах, активно вкладываться в рекламу. То есть быть готовым работать на перспективу, но в первое время - с нулевой рентабельностью или даже в минус.
  • Необходимость организации сбора вторсырья. Несмотря на обилие сырья, его нужно еще и собрать. А для этого нужно решить множество организационных вопросов, создать пункты приемы бытовых отходов, оборудовать их, грамотно разрекламировать и так далее.

Характеристики полимерпесчаной плитки

Продолжим тему со свойств самой продукции. Плитка из пластика отличается прочностью, надежностью, а при соблюдении технологии производства - и отличными эстетическими качествами. Она не уступает бетонным аналогам, а по некоторым параметрам даже их превосходит.

  • Повышенная прочность и износоустойчивость. В сети можно найти немало видеороликов, где полимерпесчаную плитку бросают на пол или бьют кувалдой, но она при этом остается целой и невредимой. Если бетонная плитка выдерживает нагрузку на изгиб не более 4 МПа, то полимерпесчаная - до 28 МПа. Это означает, что даже самые тонкие виды плитки легко выдержат вес автомобиля в 3,5 тонны и выше.
  • Устойчивость к перепадам температур. Полимерпесчаная плитка сохраняет свойства при низких температурах и сменах циклов с минуса на плюс. Если у бетонной плитки таких циклов может быть до 100, то у полимерпесчаной - до 500. В целом, она сохраняет стойкость к передам температур от -65 до +75 градусов.
  • Не скользит и препятствует образованию наледи. За счет абразивности материала благодаря присутствию в нем песка, поверхность плитки ровная и гладкая, но при этом дает хорошее сцепление с подошвой. Этот фактор особенно важен для северных широт с холодными зимами. А благодаря низкой степени водопоглощения уборка наледи зимой существенно упрощается.
  • Низкий вес. К примеру, полимерпесчаная плитка размером 330х330х35 мм будет весить около 4 кг, в то время как такая же бетонная - около 20-23 кг.
  • Нечувствительность к воздействию влаги. В случае попадания на поверхность воды, она просачивается в щели между плиткой, а размыва дорожки не происходит. Если у бетонной плитки степень водопоглощения составляет 6-8%, то у полимерпесчаной всего 0,6%
  • Простота укладки и замены плитки. С укладочными работами можно справиться даже без профессиональной помощи, а замена покрытия или конкретных плиток не обойдется дорого. Кроме того, при работах не требуется использование респиратора, так как отсутствует плиточная пыль.
  • Устойчивость к химическим воздействиям.
  • Легко поддается механической обработке. Полимерпесчаную плитку легко распилить или просверлить отверстия.
  • Стойкость к UV-излучению. Такая плитка не побледнеет с годами при воздействии солнечных лучей.
  • Эстетичный вид и неограниченность при выборе дизайна. Плитку из пластика можно производить в разных формах, с разным рельефом и рисунком, окрашивать в любые цвета. Изделия имеют однородную текстуру и приятный внешний вид.
  • Продолжительный срок службы. Полимерпесчаная плитка служит долго. Со временем она практически не деформируется, не крошится, не стирается, не гниет, не выцветает, и может прослужить 20-50 лет.

Хотя тротуарная плитка из пластика и песка пока не получила широкого распространения в России, ей все чаще выкладывают тротуары и приусадебные участки, места для стоянки автомобилей, территории заведений общепита, производств, точек розничной торговли. И есть высокая вероятность, что спрос на такую плитку будет все больше возрастать и со временем она начнет заменять бетонные аналоги.

Сырье для производства

Подчеркнем, что плитку называют полимерпесчаной, так как для ее изготовления используется не только пластик, но и песок. Причем, доля песка в смеси более высокая. Обычно на него приходится 75-90%, а на полимеры всего 10-25%. Также незначительную долю составляют красители, так как без них плитка получается грязно-серого цвета.

Песок. Песок должен должен быть очищенным и сухим. Содержание примесей, включая глину, не должно превышать 1/5 части. А чем суше будет песок, тем меньше времени нужно будет тратить на производство одной плитки.

Пластик. Пластик в расплавленном состоянии будет служить связующим компонентом. В ход идут обычные пластиковые бутылки, пленка, полиэтиленовые пакеты, части пластмассовых ящиков и канистр, продуктовая упаковка, всевозможные подложки и фантики. Такое сырье само по себе (пока не говорим о затратах на его сборы) доступно либо бесплатно, либо за копейки. Более того, серьезной очистке от этикеток и пищевых остатков при производстве не требуется, так как все это бесследно сгорает при плавлении. Килограмм пластиковых отходов может стоить около 3 рублей. Для того чтобы плитка вышла менее хрупкой и более пластичной, твердые полимеры и мягкий пластик советуют использовать в соотношении 60 на 40. Кроме того, использование полиэтилена желательно, так как с ним изделия будут обладать эстетичным блеском.

-2

Красители. Цвета у плитки могут быть любые, хоть бирюзовые, хоть розовые, хоть цвета кофе с молоком. Предпочтительнее использовать неорганические красители.

Стоит иметь ввиду, что в смесь не допускается добавление резины, поликарбоната или фторопласта. Эти включения не только не придадут плитке улучшенные характеристики, но и нарушат однородную структуру материала.

Необходимое оборудование

Чтобы производить полимерпесчаную плитку не кустарными методами, а в более серьезных масштабах, потребуется линия оборудования, которая включает:

  • Дробилку полимеров - для измельчения пластикового сырья;
  • Экструзионный аппарат для плавки, перемешивания ингредиентов и выдавливания готовых изделий.
  • Формовочный узел (пресс).

Линейку из трех аппаратов можно приобрести за 1,5-3 млн. рублей. В среднем с пусконаладочными работами оно обойдется в сумму от 2 млн. рублей. Также вам скорее всего понадобится сушилка для песка. Поставщики оборудования обычно проводят и обучение работе с ним, включая эту услуги в стоимость комплекта или даже помогают организовать бизнес “под ключ”

Технология производства

Ничего особо сложного в производстве полимерпесчаной плитки нет. Технология включают в себя следующие основные этапы:

  1. Измельчение пластика. С помощью дробилки полимерный материал измельчается на мелкие кусочки.
  2. Создание смеси в экструзионной машине. На этом этапе песок и расплавленный вязкий пластик, многократно перемешиваясь, превращаются в однородную тестообразную массу, добавляется краситель.
  3. Выдавливание и нарезание смеси. Экструдер выдавливает смесь. Ее температура составляет около 200 градусов. Ее нарезают и укладывают в формы в необходимом количестве.
  4. Придание готовой формы и охлаждение. Формовочный пресс придает изделию конечный вид, одновременно происходит и охлаждение. По желанию производитель может придать плитке различные габариты и фактуру.

В деталях технология может варьироваться, но суть остается той же. Например, иногда в целях экономии красителя, могут использоваться послойные методы. В таких случаях сначала создается окрашенный слой, потом бесцветный, а сверху опять цветной.

Кустарное производство. При кустарном производстве пластик измельчают вручную, либо плавят без размельчения. Однако плавильная машина и пресс для формовки также необходимы. В противном случае, придется действовать примитивными африканскими методами с помощью костра. Видео-эксперимент на эту тему можно увидеть в этом видео. Спойлер: долго, дорого, антиэкологично и крайне вредно для здоровья. При сжигании пластика кустарными методами выделяется едкий и отвратительный запах. Так что шутки интернет-пользователей о том, что на выходе у такого производства получается “какафель” во многом справедливы.

Формы. Производство полимерпесчаной плитки невозможно представить без форм для заливания массы. Они могут быть изготовлены из пластика, резины или стеклопластика. Наименее популярны резиновые формы (дорогие, тяжелые, быстро портятся), а наиболее распространены пластиковые формы из жаропрочных материалов. Также иногда используются стеклопластиковые формы, которые удобны для производства изделий больших размеров, но при использовании этого материала на форму всякий раз наносят специальную смазку.

В процессе производства нередко появляется бракованный материал и обрезки. Его можно повторно раздробить и использовать в качестве сырья для других изделий.

Какое помещение подойдет

Расположить производство желательно недалеко от мест образования полимерных отходов (промышленных предприятий, свалок, сортировочных комплексов), либо поближе к источникам песка, то есть песчаным карьерам. Расстояние от жилых построек должно составлять от 100 метров.

Помещение подойдет ангарного или складского типа площадью от 80 квадратов, с высотой потолков от 4 метров, с наличием вытяжной вентиляции. Естественно, найти в аренду идеально подходящее помещение не всегда удается, поэтому иногда нужно строится и вкладываться самостоятельно. А это значит, что помимо строительства, вам придется потратиться на подводку коммуникаций, проектную документацию и прочее. Также имейте в виду, что проект реконструкции помещения может предложить вам компания-поставщик оборудования.

Производство должно иметь четыре зоны:

  1. собственно производственную часть, где размещено оборудование;
  2. крытую площадку, используемую в качестве склада сырья (запасы сухого песка и вторсырья),
  3. место под склад готовой продукции (здесь уже крытая площадка не обязательна, поскольку полимерпесчаная плитка не боится влаги).
  4. место для персонала.

При росте производства можно обзавестись собственным офисом, в котором будут работать менеджеры-маркетологи. Там же можно проводить переговоры с крупными клиентами и демонстрировать образцы своей продукции.

Сбор сырья

Хотя пластикового сырья везде в избытке, но его необходимо собрать, и за вас это никто делать не будет. Сырье можно собирать у населения и у крупных предприятий, желающий сэкономить на утилизации и связанной с ней транспортировкой. Для сбора 100 тонн ПЭТ-бутылок в месяц необходимо закупить не менее 1,5 тысячи контейнеров. В среднем на создание и оборудование одного пункта приема пластиковых отходов необходимо от 70 до 100 тыс. рублей. Также нужно не забывать и о том, что такие пункты нужно еще и должным образом прорекламировать.

В итоге получаем, что: при желании организовать производство полимерпесчаных изделий, необходимо организовать комплексное предприятие, имеющее собственную систему раздельного сбора.

Каналы продаж

Кто может приобретать полимерпесчаную плитку?

  • владельцы придомовых территорий, желающие благоустроить свои участки;
  • владельцы бизнеса, которые хотят украсить территорию возле своего магазина/кафе/офисного помещения и так далее.
  • строительные организации;
  • государственные учреждения, которым плитка нужна для благоустройства общественных пространств - по этим вопросам проводятся тендеры.

Реализовывать плитку можно разными способами. Проще и бюджетнее всего продавать напрямую со склада методом самовывоза. Если есть транспорт с грузчиками - можно работать на доставку. Можно найти дилеров и реализовывать плитку на розничных точках на строительных рынках, а при больших объемах и возможности четко соблюдать сроки - осуществлять поставки в сетевые магазины стройматериалов. В любом случае, о каналах поставки лучше всего позаботиться еще до начала производства и иметь соответствующие договоренности.

Сотрудники мини-завода

Количество и состав сотрудников зависит от объемов вашего производства. Например, при работы линии, производящей 650 кг полимерпесчаной смеси в час может хватить 2-3 операторов.

Также не стоит забывать и о других сотрудниках. Если вы как руководитель  не хотите превращаться в многорукого Шиву, вам понадобится электрик, слесарь, менеджер по продажам и бухгалтер (как минимум, преходящий или на удаленке).

Финансовые подсчеты

Вложения. Поскольку стартовые условия всегда и у всех разные, вложения могут существенно варьироваться. Поэтому за точку отсчета можно взять известную и самую большую величину - оборудование. Допустим вам, стоимость линии, производящей 650 кг полимерпесчаной - 2,5 млн. рублей. Предположим, что в эту сумму вошло обучение персонала, пуско-наладочные работы, подготовка разрешительной документации (готовые сертификат и ТУ) от поставщика. Допустим, еще около 300 тыс. рублей вы потратили на подготовку помещения, оргтехнику, различные оргвопросы и прочее. Но помимо этого вам потребуется денежный запас - для постоянных расходов до выхода на самоокупаемость (которая, почти наверняка, наступит не сразу) и оборотные средства. Учитывая денежный запас на полгода на зарплаты операторам и менеджеру, аренду помещения, транспортные и накладные расхолы, а также запас средств на три месяца на полимеры, песок и краситель, плюс расходы на электричество, стартовые вложения вырастут более чем вдвое. Поэтому более реальной суммой на старте видится от 5,5 млн. рублей.

Средний чек. При написании статьи кирпичики 33х33 см средней толщины по России стоили примерно от 350-400/кв. м. рублей за второй сорт, до 800-900 - первый сорт. Далее предположим, средняя стоимость - 700 руб.

Себестоимость материалов. Чтобы понять, на что можно рассчитывать, нужно просто посчитать нормы расходов материалов и электроэнергии, а также цены каждого за килограмм и тарифы на свет соответственно. В среднем себестоимость одного квадрата по приблизительным оценкам, актуальным на момент написания статьи, составит около 360 рублей, где примерно 75% - доля расходов на материалы, около 25% - электроэнергия.

План производства и выручка. Предположим, ваше предприятие работает по будням с продолжительностью рабочей смены 8 часов. При средней пропускной способности оборудования в 10 погонных метров, месячные обороты компании при реализации всей произведенной продукции составят около 1200000 рублей

Постоянные и переменные расходы. В постоянную часть можно включить зарплату двух операторов и маркетолога (около 105 тыс. рублей), расходы на аренду, накладные и транспорт (60 тыс. рублей). При указанных выше объемах производства и себестоимости материалов, переменные расходы составят порядка 640 тыс. рублей.

Доналоговая и чистая прибыль. Если вычесть расходы, получаем доналоговую прибыль в размере около 400 тыс. рублей, а учитывая налог на прибыль и зарплаты, у предпринимателя остается около 300 тыс. рублей. Причем, это если не учитывать амортизационные отчисления, которые учитывать нужно. Также здесь мы не учитывали затраты и на рекламную кампанию, проведение которой из-за слабого знакомства аудитории с материалом, является очень важным делом.

Окупаемость. Таким образом, если оборудование чисто теоретически получится окупить за срок от 9 месяцев, на все вложенное уйдет более 19 месяцев. То есть реальным сроком окупаемости для такого производства будет срок от трех лет.

Расширение бизнеса

Как уже говорилось ранее, технология производства позволяет вам легко расширить ассортимент изделий. Прощупав более выгодную нишу, вы мы можете расширить профиль или даже сменить основное направление производства, перейдя на производство садовой мебели и лестниц, черепицы, люков и решеток, всевозможных столбов и ограждений, колец для колодцев, велопарковок и лежачих полицейских, посуды и многого другого.

Михаил Семынин
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса