Найти в Дзене

Музыкант и авторское право. Часть 2. Как можно пользоваться чужими творениями

Оглавление

Любой творческий человек, особенно музыкант, который использует в своем творчестве чужие произведения, также должен быть осведомлен о том, каким образом он может их исполнять, не нарушая авторских прав.

Срок действия авторского права

Все обучающиеся музыканты используют для своих тренировок классическую музыку. Не является ли это нарушением?

По общим основаниям срок действия исключительного авторского права – 70 лет. То есть по логике использовать музыку всех композиторов, который на данный момент (2022 год) умерли до 1952 года можно без ограничений. Поэтому пользоваться всем тем богатством, которое создавали наши талантливые предки, можно практически без ограничений. В редких случаях, некоторые правообладатели получили наследственные права или приобрели их ранее в других странах. Но все они зарегистрированы надлежащим образом и их можно спокойно найти с помощью сети Интернет.

Кроме того, российский закон не защищает фольклор и произведения, считающиеся общенациональным достоянием. То есть русские народные песни, стихи и истории, классические произведения – вне запрета. Пользуйтесь на здоровье!

-2

Когда еще можно использовать чужое произведение без опасения наказания

Сотни тысяч фонограмм и композиций сейчас размещены в доступности не только на различных носителях, но и просто в мировой сети. Чтобы не нарушить чужие права, следует знать несколько простых правил.

Всегда указывайте автора произведения – композитора, поэта, студию записи, при возможности (особенно при размещении в Интернете) – ссылку на источник. В данном случае вы точно будете избавлены от угрозы привлечения по КОАП или УК РФ.

Если автор не известен – укажите и это с пометкой «ищу автора». Объясните свою обязанность предоставить о нем информацию, если он к вам обратится.

В таком случае в ситуации, если правообладатель обратится к вам и сообщит, что вы нарушили его права, к вам могут применять только нормы гражданского права. Обычно это требования удалить и не использовать произведение или часть его. А если вы извлекали из него прибыль – могут появиться требования о выплате части вознаграждения, упущенной выгоды и пр.

Кроме того, необходимо знать, что использование любого объекта авторских прав в личных целях не может преследоваться ни по каким правовым нормам. То есть, если вы исполните чужую песню дома, в кругу близких друзей, а кто-то выложит это в сеть и заработает на этом деньги – вашей вины в этом не будет.

-3

Российское авторское общество (РАО)

Но если вы часто используете чужие произведения и хотите обезопасить себя со всех сторон, необходимо заключить договор с автором. Сделать это физически невозможно – авторов много и произведений становится все больше. В России есть специальная организация, которая занимается правами всех создателей – РАО.

РАО осуществляет коллективное управление авторскими правами даже тех создателей, которые с ними непосредственно договор не заключали. То есть их деятельность направлена на всю музыкальную деятельность в стране. При этом с данной организацией обязаны заключить договоры все организации которые используют чужую музыку, в том числе:

• кафе и рестораны;

• театры;

• музеи;

• гостиницы;

• музыкальные клубы;

• СМИ и телевидение;

• организаторы мероприятий и выставок и пр.

Даже в случае предъявления претензий автора вы сможете направлять его в РАО – со своей стороны вы предприняли все меры, чтобы защитить чужие права. Правда, вам могут ограничить их использование далее, но наказать за предыдущие использование вас не смогут.

-4

Особенности общения с авторами

Авторским правом на произведение может обладать не только сам создатель. При законном переходе права (по договору или по закону) им может обладать правообладатель:

• другой человек, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, купившее право;

• работодатель автора, если он создавал произведение по договору найма или гражданскому договору;

• заказчик автора;

• наследник автора;

• организация, управляющая авторскими правами на коллективной основе (объединения, союзы, сообщества авторов, некоммерческие партнёрства и пр.).

Поэтому, даже зная и указывая автора можно натолкнуться на ситуации, когда сам автор и не против использования его произведения, но он уже априори не может распоряжаться им. И претензии выскажут правообладатели. Но при должном правильном поведении музыкант не будет нести никакой гражданской, административной, а тем более уголовной ответственности.

-5

Итоги

Поэтому следует лишь обобщить и запомнить несколько простых правил:

1. Всегда указывайте автора произведения.

2. Если автор не известен – укажите и это, сообщив, что при обращении к вам вы выполните свои обязательства по его указанию.

3. Не копируйте чужие фрагменты, слова и мелодии, полностью использовав их в своей музыке или стихах.

4. Если есть сомнения в законности использования – поищите фрагмент в интернете, Реестре объектов интеллектуальной собственности или на сайте РАО.

5. При выступлениях на крупных мероприятиях внимательно читайте договор. Уточняйте, заключил ли ресторан или кафе, в которых вы поете или играете, договор с РАО.

Кажется, что выполнить все эти условия не всегда возможно. Но как талантливый человек вы должны понимать, что в большинстве авторы счастливы, если их творчество пользуется спросом. Неоднократно музыканты сталкиваются с устными претензиями своих коллег, которые очень быстро улаживаются путем указания авторства. Проблемы возникают только с серьезными компаниями, но и их можно избежать, соблюдая простые правила.

—————————————————————————————————————

Смотрите также:

—————————————————————————————————————

Канал «Поэтический кабачок»:

Поэтический кабачок | Yandex Zen

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊