Манипуляции составляют значительную часть нашей жизни. Это делаем мы, применяют их и в отношении нас. Родители, дети, супруги, друзья, близкие, пытаясь побудить действовать тем или иным образом, используют различные приемы, добиваясь чего-либо от нас.
Ранее мы публиковали статью «Побег от мужа-тирана» https://zen.yandex.ru/media/id/6209634ae30b7d2e2fb09adc/pobeg-ot-mujatirana-6218acc192dc855fe524e96d, где коротко была описана история женщины, чей супруг, будучи прирожденным манипулятором и абьюзером, ежедневно менял ее внутренний мир, превратив ее в итоге в безвольное существо. Это, наверное, один из самых страшных примеров встречи с таким махинатором в жизни.
Кроме семьи и близкого окружения, люди испытывают давление и на работе. Наша юридическая практика полна примеров нарушений прав работников, допускаемых в организациях на постоянной основе. Работники же, поступаясь собственными интересами, не всегда осознавали своей роли «жертвы». Напротив, в большинстве случаев, такие неравноценные отношения длились годами, прежде чем приходило осознание того, что так быть не должно.
Начинаем цикл статей с разбором примеров типичных ситуаций нарушений прав работников, допущенных с помощью манипулирования, а прежде рассмотрим основные условия, способствующие вовлечению работника в невыгодные для него трудовые отношения.
1. Сложившаяся корпоративная культура
Компания с сильным корпоративным духом, как ни странно, создает ощущение секты. И по многих признакам схожа с ней.
Попадая туда, работник оказывается частью круга людей с общими ценностями. Правда потом оказывается, что большая часть из них им на самом деле навязана.
Это всегда преподносится с гордостью: «Наша компания следует достижению всеобщего блага» или «мы способствуем развитию наших сотрудников» и т.д.
Однако истинной целью существования любой коммерческой организации является достижение прибыли. Деньги и только деньги, а еще бонусом власть, поставлены в приоритет деятельности фирмы. Желание собственников бизнеса нести людям добро похвально, но оно не может лежать в основе компании по своему определению. Коммерческая структура и благотворительная организация – это разные вещи.
Любые элементы корпоративной культуры – инструменты, направленные на создание у работников сопричастности к «общему» делу, ощущения себя как части единого механизма. Вложенные им в голову благие идеи позволяют в момент выбора между собственными «ничтожными» интересами и интересами фирмы, предпочесть второе.
Не всегда все ограничивается словами. В одной организации, бывший работник которой обратился за защитой его нарушенных трудовых прав, начало и окончание каждой рабочей недели ознаменовало громкое воспроизведение гимна. Специально написанные музыка и текст восхваляли компанию, ее идеи и называли счастливцами тех, кому повезло быть сотрудниками компании.
За заключением трудового договора следовала адаптация, участие в которой принимал назначенный сотрудник. Данный процесс не ограничивался только ознакомлением с коллективом, экскурсией по территории, но и включал также обязательное посвящение в «корпоративный кодекс», изучение цели и мотивации работников предприятия и т.д. Сборник правил предписывал как нужно жить за пределами офиса, чтобы гордо нести звание «работник компании». Уровень полученных знаний впоследствии тестировался на ежегодной аттестации, результаты которой давали право расстаться с неугодным работником.
2. Психологическое насилие в качестве способа общения с подчиненными
Каким должно быть нормальное общение работника и работодателя подробно указывает Трудовой кодекс РФ, разъяснения различных правоприменительных органов. Предполагается, что отношения должны быть равными. Закон регламентировал все возможные случаи жизни.
Работник должен ходить в отпуска, а их график составляется не позднее, чем за две недели до наступления года. Казалось бы, есть прямое указание Закона обязательное для всех. Что имеем в жизни?
Накануне долгожданного отпуска к теплому морю по уже купленной путевке, начальник сообщает о том, что подписан важный контракт. И неважно, что жена уже шляпу выбрала, а теща пообещала приютить детей. Работника ставят перед фактом - отпуск откладывается, интересы компании превыше всего.
И неважно, что о предстоящем отпуске руководство знало задолго. Не имеет значение, что вступая в переговоры и заключая договор, они должны быть понимать чьими силами придется исполнять обязательства. Плевать! Плевать на всех!
Сам работник погоревал, даже пришел к нам, юристам, на консультацию, но применять полученные знания на защиту своих прав не стал. Через время его видение ситуации изменилось. Вместо испорченного отдыха себе и своей жене, в его голове видеться все стало в ином свете. Работник превратился из жертвы в героя, спасшего коллектив от неисполнения контракта.
Возможно такое стало исключительно в силу умения начальника манипулировать.
Проведя некоторое время за душевными разговорами, обнажились потребности каждого работника: кому деньги, кому признание, а кому-то важно ощущение собственной значимости. Умело сыграв на чувствах подчиненного, отпуск был отложен, словно и не запланирован.
В следующих публикациях мы продолжим обсуждать данную тему, поскольку она вызывает явный интерес у читателей канала.