Уважаемые друзья и коллеги!
Фактически Россия уже давно живет в условиях санкций. Западные страны НАТО длительное время к ним готовились, и достаточно успешно. Практически полностью разрушены многие отрасли российской промышленности: станкостроение, производство химии и сельскохозяйственной техники, текстильное производство и многие другие. Это было сделано для освобождения рынка сбыта своих товаров на нашей территории. Хорошо, что тех, кто это организовал, уже нет у власти, а на смену им пришли очень недалекие и жадные политики. Они дают возможность сделать из нашей страны не сырьевой придаток, как было раньше, а самодостаточную великую державу.
Импортозамещение как фактор роста отечественного производства на сегодня очень актуально, во-первых, из-за геополитической напряженности, а во-вторых, из-за пандемии, разрушившей налаженные логистические связи и цепочки поставок.
В связи с последними событиями на Украине, вводом странами Евросоюза и США санкций, вышел закон правительства РФ об импортозамещении. Минпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых западом ограничений – нанесение урона по экономики России, правительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях. К этому, снова приходит с запада долгожданная помощь: аресты банковских счетов, особняков, яхт у тех, кто «оказывал материальную или финансовую поддержку лицам, ответственным за принятие решений в России» или публично поддерживал действия российских властей в «спецоперации» — крупные бизнесмены, высокопоставленные чиновники. То есть они своими руками останавливают отток капитала за границу! Теперь остается только одно – вкладывать эти деньги в производство в своей стране, так как это самое доходное вложение денег. На данный момент в нашей стране складываются очень благоприятные условия для развития производства, так как для этого имеются практически все ресурсы. Кроме, наверное, самого главного: управленческие кадры. Можно построить новый завод, набрать рабочих с высокой зарплатой, обеспечить заказами, материалами и т.д. Но если управлять им будет низкоквалифицированный управляющий, то и завод проживет не долго: продукция низкого качества, высокая себестоимость, «убивание» оборудования, проблемы с заказчиками, снижение зарплаты, уход рабочих – итог известен.
В нашей стране осуществляется Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства – это государственная программа повышения квалификации руководителей, которая реализуется в России с 1998 года.
Основная цель программы – обеспечение организаций народного хозяйства РФ высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающих современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран.
Президентская программа реализуется в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 учебном году (далее – Государственный план), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 7, ст. 670 (далее – Государственный план), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 177.
Ежегодно на обучение по Президентской программе направляется около 400 руководителей среднего и высшего звена предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства РФ, в том числе муниципальные служащие в статусе руководителя. География слушателей распространяется на все субъекты Российской Федерации.
Президентская программа рассчитана на то, чтобы повысить качество работы сотрудников руководящего звена в соответствии с ведущими международными стандартами. Выпускники программы включаются в специализированную федеральную базу данных для последующего формирования резерва управленческих кадров. Более полную информацию об этой программе можно прочитать в интернете. Но не все так просто. Во-первых – 400 человек, это очень для масштаба нашей страны, если к тому же учесть, что основная масса устраивается на госслужбу. Во-вторых – обучение ведется заслуженными профессорами на основе научной литературы. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо. Но мой опыт показывает, что теория далека от практики, так как не учитывает все многообразие внешних факторов.
Для реализации программы импортозамещения необходимы десятки тысяч квалифицированных управленцев всех уровней. Главный вопрос: где их взять? Где можно пройти обучение по специальности «Менеджмент»?
Менеджмент в его традиционном понимании возник в США на рубеже XIX и XX веков как практическая дисциплина и функция, необходимая для повышения конкурентоспособности и эффективности компаний на рынке. С английского языка слово «management» переводится как «управление, администрирование, руководство». Именно в этом и состоит суть как менеджмента в общем, так и менеджера в частности.
Классическое определение менеджмента подразумевает разделение всего процесса управления людьми по функциям, к основным из которых относятся планирование, организация, мотивация и контроль, а также координация, которая замыкает этот параллельно-последовательный процесс. Таким образом, менеджер — это специалист, который выступает в роли координатора, мозгового центра всего этого процесса.
Классический менеджер (руководитель) занимается не продажами и не общением с клиентами, а координацией работы подчиненных, организацией работы предприятия (обеспечение рабочей силой, сырьем и т.д.), контролирует, оценивает и корректирует деятельность работы подчиненных, прогнозирует возможные сбои в работе и занимается их предотвращением. Кроме того, он обязан заниматься и решением социально-психологических задач, в его обязанности также входит материальное и моральное стимулирование, регулирование межличностных отношений в коллективе, отстаивание интересов работников, управление текучестью кадров.
Обычно выделяют три уровня классических менеджеров:
Менеджеры низшего звена — младший руководящий состав, управляющей непосредственно работниками. Это мастера, заведующие отделами или небольшими подразделениями и т.д. Такие специалисты могут иметь любой уровень образования. Обычно выпускники вузов начинают свою карьеру именно с этой ступеньки.
Менеджеры среднего звена — руководители над предыдущей категорией. К ним относятся, например, начальники цехов на производстве, директора филиалов. Такие управленцы имеют дипломы высших учебных заведений по специальности «менеджмент» и опыт руководящей работы в течение нескольких лет.
Менеджеры высшего звена, или топ-менеджеры. Самая малочисленная и самая квалифицированная категория управленцев, практически вершина менеджерской карьеры. Даже в самых крупных компаниях таких менеджеров всего несколько. Типичная должность на этом уровне — генеральный директор. Подобный уровень управления обязательно требует высшего образования в сфере менеджмента, а иногда даже и нескольких образований и степени MBA.
Высокий спрос на профессиональных менеджеров объясняется тем, что специальность имеет практически универсальный межотраслевой характер. Выпускники соответствующих отделений могут работать во всех сферах бизнеса или государственного управления. Кроме того, хороший менеджер — это не только профессиональный руководитель, он также имеет глубокие знания по маркетингу, экономике, психологии, рекламе, управлению персоналом. Востребованность специалистов такого рода в некоторых компаниях настолько высока, что часто менеджерские позиции занимают люди с квалификацией юриста, экономиста, маркетолога, которым недостает знаний по специфическим управленческим и организационным дисциплинам.
Размер заработной платы менеджера в России зависит от региона и сферы деятельности компании, в которой он работает, а также от того, к какому уровню управленцев он в данный момент относится. Так же зарплата менеджера зависит от вменяемости собственника компании, в которой он работает. Для низшего уровня заработок менеджера в нашей стране начинается от 35 000 рублей. Менеджер среднего звена получает от 70 000 до 150 000 рублей. Топ-менеджеры имеют зарплаты в диапазоне от 200 000 рублей. Многие собственники не понимают, почему у них плохо работает производство, много брака, грязно, высокая себестоимость продукции и т.д. Почему директор по производству с зарплатой в 70 000-100 000 рублей не справляется с работой? Не понимают, что за эти деньги они нанимают низкоквалифицированного специалиста, который и не сможет выполнить все функции директора по производству, а скорее всего и даже их полностью и не знает. Ему не хватает базовых теоретических знаний, а так же опыта реализации этих знаний на практике.
Теперь возвращаемся к заданному выше вопросу: где можно получить эти знания, кроме Президентской
Программы? Приобрести их можно только в вузах, в которых есть факультет или отделение менеджмента. На сегодняшний день существуют около 15 сильнейших вузов России с сильным факультетом «Менеджмента»: МГУ, РАНХиГС, Томский ГУ, и т. д. Но снова не так все просто: учеба на этих факультетах платная с очень высокой стоимостью, и опять же теоретическая, большой срок обучения и т.д.
Да, крупные предприятия вполне могут себе позволить обучение своих сотрудников. Но я сейчас не о них. Я писал эту статью именно для тех десятков тысяч руководителей малых и средних предприятий, которым эти знания нужны как воздух, кто хочет пройти все уровни до топ-менеджера, кто считает себя лидером, кому интересно заниматься развитием производства.
Я обладаю этими знаниями в полном объеме. Знаниями, полученными из книг, статей, всевозможных обучений, в том числе и на европейских и японских предприятиях. Но это не просто теория. На базе этой информации я разработал собственную методику организации производства и успешно реализовывал ее на нескольких предприятиях.
Я не набираю курс для обучения, я просто хочу БЕСПЛАТНО делиться своими знаниями по организации производства, обсуждать с Вами спорные вопросы.
Продолжение следует…
vk.com/@475360307-upravlenie-proizvodstvom