На Руси пили всегда. Много, самозабвенно и громко. Чтоб по столу кулаком! Чтоб шапку об пол да в пляс, стоптанными каблуками выделывая кренделя! Чтоб кидаться кувшинами с брагой в чертей, притаившихся по углам кабаков.
Но ладно черти, а если слон? Натурально слон! Огромный, серый, да никак не похожий на видение. Так люд московский долго привыкал к подарку, который сделал иранский шах Тахмасп Ивану Грозному в 1553 году. Вообще, делать такие экзотические подарки было делом обыденным. Московские стены видели львов, белых медведей, скакунов сказочной красоты, огромных пернатых и собак десятков разных пород.
Но тогда в середине 16 века в Москву приехал слон, который должен был олицетворять бесконечную дружбу между Персией и Россией. Для укрепления внешнеэкономических отношений, так сказать.
Иван Васильевич вышел встретить заграничную диковинку, а она на колени перед царём и бухнулась. То ли от усталости с долгой дороги, то ли от почтения к монаршей особе. Как бы то ни было, монаршей особе сей знак понравился и велел он определить слона в загон рядом с Никольскими воротами. А арабу, приставленному к слону, назначил огромное жалованье.
Слон пришёлся ко двору: он участвовал в празднествах, танцевал танцы, всячески развлекал придворных и царя. Только зимой было ему тяжко – морозы стояли страшные. А слон, хоть и укрытый в попоны и покрывала, мёрз ужасно. Поговаривают, что араб отпаивал слона водкой, которую покупал вёдрами в местных кабаках и трактирах, чем и заслужил искреннюю нелюбовь простого люда.
Где это видано? Поить эту громадину водкой, да ещё в таких количествах! И, если раньше арабу просто завидовали за большое жалованье, так теперь и просто ненавидели. К слову сказать, сам араб-прислужник не употреблял алкоголь, был всегда учтив, но не высокомерен.
Когда случилась в Москве вспышка чумы в 1570 году, пропойцы и прочие бездельники не упустили возможности распустить слух о том, что беда пришла от слона. Тогда же, разгорячённые водкой, они убили жену араба, а дом сожгли. Лихие люди, что с них взять. Араб от горя вскоре и сам помер. А слона, который не отходил от могилы своего смотрителя, по наказу великого князя умертвили местные крестьяне.
Сказка это или быль – решать вам. Но на одном барельефе на стене Георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображён натурально как есть слон. Правда, с заячьими ушами и тигриными когтями.
#armos #москва #armosпроза #история