Найти в Дзене
Заметки из Петербурга

Какие напоминания остались о Лиговском канале и как выглядит сохранившийся участок? Фото тогда и сейчас и загадки канала

Лиговский канал в Петербурге известен как минимум благодаря Лиговскому проспекту, которому он дал название. Первый участок канала был прорыт ещё при Петре I в 1721 году. А его максимальная длина составила 23 километра: от Прудков до реки Лиги, сейчас это Некрасовский сад и река Дудергофка. В то время создание канала было довольно сложным проектом. Но он был необходим в первую очередь для снабжения города водой. А вот другие его функции являются лишь предположениями: считается, что он питал фонтаны Летнего сада и использовался для транспортировки грузов. Канал потерял своё значение к концу XIX века и стал мешать развитию транспортной системы. Было решено засыпать участок от Прудков до Обводного канала, в 1926 году - далее до Московского проспекта, а в 1960-е - до Краснопутиловской улицы. Не все знают, но часть Лиговского канала существуют до сих пор. Несмотря на то, что уже почти столетие канала не существует, остались исторические фотографии, а также любопытные напоминания о нём в со

Лиговский канал в Петербурге известен как минимум благодаря Лиговскому проспекту, которому он дал название. Первый участок канала был прорыт ещё при Петре I в 1721 году. А его максимальная длина составила 23 километра: от Прудков до реки Лиги, сейчас это Некрасовский сад и река Дудергофка.

В то время создание канала было довольно сложным проектом. Но он был необходим в первую очередь для снабжения города водой. А вот другие его функции являются лишь предположениями: считается, что он питал фонтаны Летнего сада и использовался для транспортировки грузов.

Канал потерял своё значение к концу XIX века и стал мешать развитию транспортной системы. Было решено засыпать участок от Прудков до Обводного канала, в 1926 году - далее до Московского проспекта, а в 1960-е - до Краснопутиловской улицы. Не все знают, но часть Лиговского канала существуют до сих пор.

Несмотря на то, что уже почти столетие канала не существует, остались исторические фотографии, а также любопытные напоминания о нём в современном городе. Посмотрим на фото до-после, а также найдём сохранившийся участок канала.

Так выглядел Лиговский канал в конце XIX века, незадолго как этот участок был засыпан. На месте Греческой церкви теперь БКЗ "Октябрьский".

Накопление воды происходило в Прудках - так называлась местность Некрасовского сада. Здесь был Малый и Большой бассейн. По ним получила название Бассейная улица, ныне Некрасова.

Бассейны на месте Некрасовского сада. Карта 1828 года.
Бассейны на месте Некрасовского сада. Карта 1828 года.

Известная фотография 1858 года места пересечения Лиговского канала с Невским проспектом. На месте Знаменской церкви теперь вестибюль станции метро "Площадь Восстания".

-3

После того, как канал был засыпан, на его месте появился бульвар с трамвайными путями. К сожалению, бульвар также не сохранился, теперь здесь выделенная полоса общественного транспорта.

-4

Через Лиговский канал было перекинуто около 30 мостов. Большинство из них были пешеходными и не оставили о себе никаких напоминаний. Известно, что они располагались у Виленского переулка, БКЗ, Озёрного, Кузнечного переулков, Разъезжей, Курской и Расстанной улиц.

Исключением стал Ново-Каменный мост, который сохранился до наших дней, правда, в изменённом виде.

Он уникален тем, что строился как мост-акведук. На момент создания Обводного канала, Лиговский уже существовал. Уровень Лиговского канала был значительно выше, поэтому для пропуска воды по мосту были предусмотрены специальные резервуары - сначала деревянные, затем гранитные. После исчезновения канала и для лучшей транспортной проходимости мост был значительно перестроен.

-5

Лиговский канал проходил у Московских ворот и пересекал площадь. На фотографии 1927 года видно, что к тому времени канал превратился в небольшую канаву, однако мост с чугунной решёткой сохранялся. Сейчас никаких напоминаний о канале или мостах на площади нет.

-6

Увидеть этот участок можно на карте 1936 года. Лиговский канал шёл мимо завода "Скороход" и Громовского старообрядческого кладбища к современной Кубинской улице.

-7

Затем он шёл к парку Авиаторов и далее к Краснопутиловской улице. На пересечении Кубинской и Кузнецовской улицы был мост.

-8

С 1960-х годов этот участок заключён в трубу и находится под землёй. А вот у Краснопутиловской улицы наконец можно увидеть сохранившуюся часть Лиговского канала. Он идёт прямо вдоль ЗСД мимо ж/д станции "Ленинский проспект" и "Дачное".

-9

Участок вдоль ЗСД выглядит так.

-10

Подтверждение тому, что Лиговский канал выполнял транспортную функцию, есть у станции "Дачное". Здесь можно увидеть разветвление, которое позволяло разойтись двум судам.

-11

Большая часть современного Лиговского канала, особенно у "Дачного", скорее напоминает полузасохшую речку. Можно и не догадаться, что когда-то это была часть масштабного проекта начала XVIII века.

Удивительно, что многое о Лиговском канале остаётся загадкой и до сих пор является источником споров. Например, откуда произошло его название и связано ли оно с рекой Лигой? Снабжал ли канал фонтаны Летнего сада или это было технически невозможно? Двигались ли по нему грузовые суда, и тогда, возможно, именно транспортная функция была основной? Планировалось ли продление канала до Невы?

В этом посте мы лишь прогулялись вдоль засыпанной и сохранившейся части Лиговского канала, но свои предположения можете писать в комментариях.