Найти тему
Илья Тришулин

Игра, как ритуал.

-2

Живой жанр.

Всё течет, всё меняется.
Меняется вода – меняется рыба.
Меняется контент – меняется его потребитель (и наоборот).

И все понимают плюсы живого меняющегося мира, плюсы всех пертурбаций, плюсы стирания границ, смешения стилей и обращения к новому.

Но есть в культуре понятие классики. Классика отличается тем, что она прочитывается в любом времени и затрагивает непреходящие ключевые вопросы взаимодействия людей друг с другом и с окружающим их миром, вопросы, что всегда для всех актуальны и при этом всем понятны.

И среди всех видов искусства есть те, что находятся на стыке жанров, и таким видом является, например, театр.
Театр – удивительный жанр, это живая мистерия, мистификация, ритуал.

Лента Тик Тока, если алгоритмы сработали адекватно, вполне удобоваримый тайм-киллер, но не более.
Кино тоже хорошо, но в нём ты слишком пассивен.
Ты не сопричастен разыгрываемой драме, разыгрываемой мистерии в полной мере.

Театр (даже не иммерсивный, при хорошей постановке) пробивает скорлупу обусловленности зрителя, выдёргивает его сознание из привычного, рефлекторного хода.

На тонком плане это выглядело бы так:
Демиург этого мира в монументально-психоделическом образе, конечно же, арлекина, хватает смертного, как котёнка за шкирку, поднимая его над рекой жизни, наполненной лишь алгоритмами, скриптами и инерцией. И показывает его скудной, изголодавшейся по подлинной красоте душонке, новые, доселе невиданные, иные горизонты бытия. Показывает ему красоты самого здания мира и необъятную ширину мысли, коей с этим зданием можно отождествляться, мимикрируя, кривляясь и растворяясь в безграничном многообразии творения...

Пьеса – это ритуал.
Актёр – это жрец.
Зритель – часть ритуала, соучастник (!) всего действа.

Недаром лицедейство в закостенелой ортодоксальной авраамической традиции всегда было грехом.
Неповоротливой навязывающей толпе мораль "госхристианской" машине нецелесообразно иметь среди своей паствы свободолюбивых, пытливых людей с горящими, как костёр экзорциста, глазами, людей с живым, подвижным сознанием.

..И в этом плане традиционализм просто незаменим, но традиционализм именно в жанрах искусства. Что-то модно, что-то кринжово, а что-то вечно.

И довольно опрометчиво считать, что человечество, как вид, развивается.
Всё волнообразно.
(Хотя надежды мы терять, конечно же, не будем. Будем считать, что по условной спирали всё движется вверх, развивается и эволюционирует.
Во всяком случае, отдельно взятые души точно, а в широчайшей перспективе, возможно, что рано или поздно, это делают вообще все.. и вся).
В нашей истории были и взлёты и падения.
Была высокоорганизованная сильнейшая по глубине мысли античность, а за ней следовали тёмные века, "миникалиюга" на несколько сотен лет, потом ренессанс.. и так далее.

Театр берет своей ритуальной составляющей, разыгрываемой церемонией, самой игрой. В этом плане любой ритуал, будь то языческие экзальтации на капище или символичные обряды на литургии – тоже по своей сути являются игрой.
Недаром понятие божественной игры, т.н. божественной лилы занимает центральную позицию в индуизме и красной нитью проходит через всё творение, через все его сюжеты.
Игра – это мистерия.
Человек, примеряя на себя роль другого архетипа, отождествляется с ним, по герметическому принципу подобия, он погружается в архетип, как в часть коллективного бессознательного.
Артист разотождествляется на время со своей личностью, размывает границы своей персоны, выходит за ментальные рамки и установки.
И зрителю нравится на это смотреть, на время представления он тоже меняется, тоже примеряет на себя иные роли и выходит за рамки навязанной "самости".

Сейчас мы имеем доступ ко всей информации, к истории, к любым видам 'художеств'.
И среди этой переполненной данными и символами среды мы способны учиться воспитывать в себе хороший вкус. Хороший вкус во всём – и в творчестве, и в образе мышления, и в отношениях, и, в том числе, в эзотерике.

Будете вы лицезреть непостижимую красоту вселенской формы великого фрактально-антропоморфного архитектора с тысячей рук (как вариант), или имперсональные космические эманации, или же сутулого погостного черта, – зависит только от вас и от вашего выбора!

© И.Т.
#арканариум
#театр #искусство #теургия #мистерия #игра #психология

12 апреля 2022