Первое сентября. Первая линейка в открывшемся лицее. А все вроде бы то же самое. Так же школа, те же классы, тот же двор.
То же, да не то! Предметов много добавилось. Физподготовка – каждый день.
-В 7 утра встречаемся на стадионе. Каждый день. Просьба не опаздывать, - это физрук до начала линейки делает объявление.- Форма одежды спортивная. Пока надевайте у кого, что есть. Позже посмотрим.
Строем на школьный двор входят казаки. В парадной форме, со знаменем. Не было еще такого! Атаман приходил, поздравлял. Но чтобы все…
Дети удивленно переглядываются. Петр Савельевич подходит к микрофону. Поздравляет лицеистов с началом учебного года. Представляет нового директора и учителей.
В педколлектив влились переселенцы, четыре человека. Новый директор – отставной военный, историк по второму образованию. Даже научные работы есть. Приглашен из соседней области.
Родители стоят отдельной стайкой. Слушают внимательно. Не пропустить бы чего важного. Так, мерки сегодня снимут. Закажут парадную казачью форму, походную и физкультурную. Ого! Это ж во сколько такая красота обойдется? А если в семье не один ученик, а двое-трое?
-Материальные траты немалые,- словно услышав, говорит атаман.- Предлагаем родителям и старшеклассникам вложиться физически – отработать. Есть выбор мест, где можно потрудиться. Дмитрий Максимович, огласите список!
Максимыч достал бумагу, не торопясь водрузил очки на переносицу, начал зачитывать:
-Консервный завод – 6 человек, пекарня – один, уборка картофеля и тыквы – без ограничения.
Первыми не выдержали родители. Скрытые смешки перешли в дружный хохот. Старшеклассники тоже смеялись. Младшие с недоумением вертели головами, не понимая, что происходит. Директор и атаман коротко посовещались.
Петр Савельич, улыбаясь в усы, объявил:
-По субботам, на торцовой стене школы, будут демонстрироваться художественные фильмы. Просьба: тем, кто близко живет, приходить со своими стульями. Для дальних поставим скамейки. Из здания школы мебель выносить не будем.
Атаман покосился на директора и добавил:
-Олег Александрович не позволяет! Сеанс в 19 часов. Завтра – «Джентльмены удачи».
Расходились с линейки довольные. Женщины обсуждали:
-Интересно, почему это директор стулья не дает? Ребятня бы их живо вынесла. И обратно потом затащили бы.
Медсестра Валентина понизила голос:
-Да он на чистоте помешанный! Мне девочки из санэпидстанции сказали: на смыв их вызывал. И не только в школьной столовой – везде! В классах со столов, с подоконников в коридоре. Чокнутый какой-то! Говорят, он на корабле служил. Капитаном. Представляю, как он матросиков бедных гонял! Ой, придется школьным техничкам другое место подыскивать! Вытурит он их в первую очередь. Попомните мое слово, вытурит!
-Или научит палубу драить! – предположила Надежда.
Зинаида с Оксаной отмалчивались. Потом вообще отстали. Присели на чью-то скамейку.
-Устала? Говорила тебе: не ходи!
-Ну, как же! – оправдывалась Оксана.- Николай за фурнитурой уехал. Что ж мои, как безродные, что ли?! Машенька и так сильно переживает, что учительница у нее поменяется. Во второй класс пошла, а педагог уже третий! Легко ли ребенку?
Оксана никак не может понять, как минувшие полтора года столько вместили всего? Ранней весной прошлого, 2022 года, приехала она с детьми на хутор Круглый. От мужа не было вестей. Связи никакой. Пропал, потерялся…
Потом увидела, - да нет, услышала его голос! – в репортаже из госпиталя. Телевизор плохо показывал. Но это был он, ее Николай! Помчалась к нему, бросив детвору на соседей…Лечился муж еще с месяц.
Вернулся, словно, чужой. Не ладилась у них жизнь. Потом командировка эта… Ноги лишился… Опять она к нему ездила. Снова Красновы выручали. И снова у них с Николаем не клеились отношения. Чуть не разбежались!
Жорик еще этот примешался на Оксанкину голову… Неужели всё за эти полтора года случилось? Болезнь ее, операция … Говорят, время шибче идти стало. Бежит, может, и быстрее. Но сколько событий вмещает!
Взять хоть не ее, Оксанкину жизнь, а хутор этот, приютивший их. Ведь не узнать! Что было и что стало. Небо и земля. Нет, не так. Земля и небо! Живут тут, как у Христа за пазухой. В городах иначе. Трудно людям, непросто. А здесь сад, огород, хозяйство – такая поддержка! Люди хорошие. Вот им с Николаем сколько добра уже хуторяне сделали! А как радуют хозяйку Зинины цветы!
Вернувшись домой, Оксана полежала немного, отдохнула. Взяла низенькую скамейку, пошла в огород. Константин помог Николаю и у них наладить капельный полив. Соседушки поделились рассадой, сами же и посадили. Ухаживали, пока ее не было. Сейчас, в сентябре, вторая партия огурчиков наметилась. Это Коля сам посеял. Надоумил кто-то.
Женщина сидя, передвигая легкую скамейку с места на место, подрыхлила баклажаны и поздние перцы. Набрала зелени на борщ. Надо же, дочка приказала:
-Без меня не вари, мама! Я умею сама!
Пигалица! Умеет она… Оксана почистила овощи, залила по отдельности водой. Картофель, пастернак, морковь, свеклу. В кастрюле кипела сахарная кость. Мясо Оксана на фарш обрезала. Перемыла зелень, разложила на широкой плоской тарелке.
Пойти капустину срезать? Верхние листья - на голубцы. Или в виноградные завернуть? Марку долма понравилась. А Коле не очень. Ему привычнее голубцы. А, сделаю и тех, и тех,- решила Оксана. Вышла во двор.
Потянула носом. Гарью пахнет! Пожар? Что горит? Где? Машеньки нет из школы. Набатом ударили в колокол. Что случилось?!
Соседский парнишка промчался сломя голову.
-Рома, что горит? – закричала ему вслед.
Тот не услышал.
Спасибо за активное чтение канала - ваши лайки и комментарии! Оформив подписку, вы не пропустите новые публикации.