Уважаемые мои подписчики и гости канала, я рада приветствовать вас на моем канале, посвященным нашим собакам и нашему с ними житью-бытью.
Меня зовут Елена и я заводчик среднеазиатских овчарок.
Я продолжаю цикл статей про возрастные особенности собак. Первая статья была про 3 месяца. В 4 месяца не писала, так как там в основном продолжалось тоже самое. Кто хочет прочитать, перейдите по ссылке. Что делать с щенком в 3 месяца? Особенности развития этого возраста.
А вот в 5-6 месяцев происходят сильные изменения в развитии щенка.
Прежде всего поговорим о том, что видно невооруженным взглядом. Щенок продолжает расти и у крупных пород достигает уже приличного роста и веса. Это для вас он милый малыш, пухляш и зайка. Опыт говорит, что окружающие уже не разделяют ваших восторгов в основе своей. Более того, прохожие на прогулках начинают в прямом смысле шарахаться от вашего милого пупсика. Имейте это виду, когда гуляете в общественных местах. Никто не обязан любить вашу собаку.
Продолжаем контролировать вес щенка. Я уже много раз писала о вреде перекармливания растущей собаки, но повторюсь опять. Излишний вес очень вреден для здоровья щенка!
Следующее, что заметит внимательный владелец - это смена молочных зубов. Выпавшие зубы вы вряд ли заметите на земле или полу. Можно заметить их отсутствие во рту, ну и то, что собачка начинает жевать все, что подвернется ей под лапу. где угодно и в любое время.
Собаки, как дети, ничего не могут с этим поделать.
Ваша задача - подобрать для этой цели подходящие предметы: что-нибудь вроде косточек или игрушки. Если несмотря на принятые меры щенок все-таки грызет ваши любимые туфли (он, как все щенки, перепортит немало обуви, причем по одной туфле из каждой пары), постарайтесь сохранить спокойствие. Считайте, что вам преподали урок, как и где следует хранить свои вещи, чтобы щенок до них не добрался. Ругаться бессмысленно. От этого не исчезнет его потребность постоянно что-то грызть, он лишь будет бояться вас.
Полезно давать в это время поросячьи копытца, уши, мослы. Так и вкусно и смена зубов пройдет более быстро и весело.
Недавно я услышала такой лайфхак от опытной породницы - при качающихся зубах давать замороженные продукты: кур, мослы, уши. Я опробовала - Роза грызла с удовольствием. Опытные мамы знают, что деткам в такое время дают специальные силиконовые погрызушки, наполненные чем то внутри, которые предварительно замораживают в морозильнике. Они уменьшают боль при прорезывании, как бы замораживая десны.
Второй период социализации - так в кинологии называют этот возраст.
Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность.
Однопометники-щенки уже не держатся вместе, а их игры все более сложны, становятся порой более жестоки, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.
В 4–6 месяцев большое место в поведении щенков занимают сексуальные игры, которые часто шокируют владельцев. Однако изучения влияния содержания щенков на последующее половое поведение показало, что для формирования правильного полового поведения самцов, им прежде всего необходим контакт со сверстниками в период полового созревания.
Нередко хозяева по разным причинам, не разрешают своим щенкам играть со сверстниками, в результате их пес оказывается неспособен к нормальному спариванию.
Исследования доказали связь полового и материнского поведения. Поэтому можно ожидать от собак, выросших в изоляции плохой заботы о потомстве, они вырастают плохими матерями.
Ни в коем случае не надо изолировать щенка. Он должен общаться с себе подобными. Социализация — это очень важный этап. Если его пропустить, то это может отразиться на психологическом состоянии повзрослевшей собаки. Это может выражаться в пугливости или агрессии при виде чужих животных, в панике или депрессивном состоянии при отсутствии хозяина.
Собака выросшая в изоляции оказывается неспособной общаться с себе подобными в будущем. Она просто не знает "языка тела собак". А обучиться всему этому можно только на определенном этапе, в юности, потом уже будет поздно. Такая собака как будто слепа и глуха. Она не сможет правильно выстроить иерархические связи, понять свое место в стае.
Таким образом щенок должен общаться и со сверстниками и с взрослыми собаками.
Еще один аспект, который тесно связан с социальной изоляцией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии, щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака, раз за разом препятствующая подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, лишь добившись криков боли от него самого. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. У собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.
Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда-то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.
Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует.
Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.
Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.
Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка – и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.
Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» –враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо.
Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте ( речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.
Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности.
Во-первых, это способствует обмену генетическим материалом и снижению высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым.
Во-вторых, это возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низко ранговых особях.
Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.
А тут остановимся поподробнее. Это период не зря еще называют
Период, когда у щенка возникает желание убежать ( от 4 до 8 месяцев) или период инстинкта «полета»
В это время щенок становится более самостоятельным, начинает с интересом изучать окружающий его мир. Однажды он вдруг откажется подойти на Ваш зов, делая вид, что не слышит.
То, как Вы поведете себя в это время, имеет огромное значение для будущего собаки.
Это в порядке вещей. Вовсе не значит, что вам не повезло, и у вас какой-то особенно непослушный и вредный щенок. Просто он взрослеет.
В этот период лучше гулять с ним на поводке или ограничивать место прогулки хорошо знакомой территорией, пока он не научится являться на зов. Иначе привычка игнорировать ваши команды закрепится, и потом вы уже не сможете ничего изменить.
Как известно, профилактика - лучшее лекарство. Гораздо легче приучить собаку идти на зов до того, как разовьется привычка убегать от вас, чем переучивать ее после.
Если ваша собака не откликается на зов, ни в коем случае не играйте с ней в "салочки", не пытайтесь догнать ее. Наоборот, попробуйте убежать сами, предоставляя ей возможность поймать вас. Если же этот номер не пройдет, наклонитесь к земле и сделайте вид, что нашли что-то интересное, Любопытство заставит собаку подойти к вам. Если вы решили сами приблизиться к собаке, делайте это не спеша, пока расстояние между вами не сократится настолько, что вы сможете спокойно взять ее за ошейник.
Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте его, когда он уже подошел к Вам. С подходом к хозяину должны быть связаны только положительные эмоции.
Поскольку большинство владельцев собак не знают об этой естественно встречающейся стадии развития, они начинают неправильно реагировать на это, таким образом создавая для себя проблемы в будущем.
Воспитание
Итак, возраст от 5 до 7 месяцев – это время, когда мы шлифуем и доводим до ума имеющиеся навыки. Огромной ошибкой было бы забросить уже выученные базовые команды и переключиться на что-то другое, по принципу «это мы уже знаем, займемся чем-нибудь поинтереснее». Сейчас в организме щенка идут такие мощные изменения, что всё, что вы не повторяете, будет забыто, скатится до уровня «делаю за кусок и только когда в настроении».
И не забудьте оценить себя, хозяина и дрессировщика. И быстро, очень быстро исправить то, что у вас получается плохо! Собака не может обучаться, если не обучается ее хозяин.
Вот с вас и начнем.
Что должен уметь делать хозяин и дрессировщик щенка, минимум навыков к этому периоду:
1) Разговаривать с собакой, правильно интонируя свою речь. Это значит, что, если вас услышит иностранец, совершенно не знающий вашего языка, он все равно должен легко понять ваши эмоции. Как минимум – понять, хвалите вы собаку или ругаете. Если вы не уверены – попросите кого-нибудь послушать, как вы общаетесь с собакой, или запишите себя на диктофон. К этому периоду похвала должна вылетать из вас автоматически, на нужной частоте и с нужной интонацией, независимо от вашего настроения и физического состояния. Если же ваше «молодец» до сих пор по эмоциональной окраске и тембру не отличается от «лежать» или «рядом» – поработайте над этим. Может быть и наоборот – когда ваше «нельзя» звучит как «ах какая хорошая собачка!» – и это тоже проблема, которую надо быстро исправить. Чем эмоциональнее ваша собака, тем эмоциональнее вы должны с ней общаться, если хотите говорить с ней на одном языке .
2)Переключать внимание щенка в ситуациях, когда он делает что-то, что вы не одобряете. Не просто ругать и наказывать, а тут же давать альтернативу.
3) Правильно подавать команды:
- Любая команда произносится 1 (один) раз и больше не повторяется. Если щенок не выполнил команду – вы заставляете его (привлекаете внимание, помогаете механически, ведете за кусок – в зависимости от уровня готовности команды), но команду больше не повторяете.
- Все команды произносятся командным голосом. Это не значит, что их надо грозно рявкать или орать. Но команда должна выделяться из обычной речи. Традиционно все команды, кроме «ко мне», даются строгим четким голосом, а «ко мне» – радостно-призывным.
4) Правильно хвалить собаку – своевременно и с нужной интонацией. И не стесняйтесь! Мне наш дрессировщие всегда повторял: "Хвалить собаку нужно так, будто она вам жизнь спасла". Перехвалить нельзя!
5) Никогда не держать поводок натянутым. К этому периоду навык должен быть на уровне рефлекса – если собака натянула поводок, вы его либо приспускаете, либо одергиваете, либо привлекаете внимание собаки – в зависимости от ситуации. На натянутом поводке вы с собакой не стоите и не ходите. В этом возрасте щенок еще не будет ходить на поводке идеально. Но, если вы сами не научились следить за поводком, – ваша собака никогда этому не научится.
6) Никогда не кормить щенка со стола и не гладить, когда он прыгает или ставит лапы на вас.
7)Играть со щенком. Как именно зависит от конкретной собаки. То что подходит бульдогу, может не подойти САО или гончей.
Вот вроде бы все про навыки, которыми должен овладеть к этому периоду хозяин и дрессировщик щенка.
Теперь про то, что должен к этому периоду уметь щенок.
- Щенок волне хорошо, хоть еще не идеально ходит на поводке. Не тянуть, садится при остановке.
- Щенок сопровождает вас в разные места – на прогулки по городу, в машине и общественном транспорте, — и это не является огромным стрессом ни для него, ни для вас.
- Щенок знает, что означают базовые команды «ко мне», «сидеть», «лежать» и «стоять». Он выполняет их в 50% случаев. Еще в 50% вам приходится ему подсказывать или помогать – и щенок не сопротивляется этому, спокойно относится к механическому воздействию. Вы можете усадить, уложить щенка и даже завалить его на бок.
- Щенок позволяет вам посмотреть ему зубы, вымыть лапы, подстричь когти – порой, возможно, с уговорами, и очень часто – с поощрением лакомством. Но эти процедуры вошли в вашу жизнь и не вызывают стресса ни у щенка, ни у вас.
- Щенок не охраняет от вас свою миску, а кость, которую он грызет, вы можете спокойно обменять на лакомство.
Очень часто мы излишне снисходительны к себе и одновременно излишне строги к собаке. Однако факты – вещь упрямая. И, если ваш щенок не делает чего-то из перечисленного, то причин только две: либо вы слишком мало уделяли этому внимания, либо вы что-то делаете неправильно. В первом случае – ничего страшного, главное – вы знаете, на что сейчас сделать упор. Во втором случае – еще раз пробегитесь по списку собственных навыков и отшлифуйте то, что вы делаете плохо. Если и это не помогло – не тяните и обратитесь за помощью к специалисту, который сможет показать на практике то, что невозможно описать в тексте. Не надейтесь, что щенок перерастет и волшебным образом сам всему научится. Лучше исправлять ситуацию, пока он еще молод и дурные привычки не закрепились.
В этом возрасте происходит самое, на мой взгляд, прекрасное – щенок начинает понимать вашу речь. Если вы говорили с ним и старательно интонировали свою речь, то к 5-6 месяцам щенок знает много слов и бытовых команд. Например: заходи, выходи, пойдем, убери нос, вниз, слезай, хоп, прыгай сюда, брысь… продолжите сами. Более того – щенок настроен прислушиваться к вашим словам. Речь пока не идет про идеальное послушание, конечно нет, но с ним уже можно общаться и получать обратную связь. Нет? Значит, вам нужно срочно учиться много разговаривать с собакой и правильно интонировать свою речь. Комментируйте все, что заинтересовало щенка. Показывайте предметы и проговаривайте их названия, даже если они совершенно бесполезны для собаки. Делайте упражнение «Экскурсия по квартире».
Между 5 и 6 месяцами собака становится независимой и требует твердой руки, чтобы пройти бунтарский период полового созревания.
Надеюсь, эта статья была полезной для вас.
Всем добра!