Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ#3.2Пропавшие экспедиции#2.Интрига Викторианской эпохи

Оглавление

Пропавшие экспедиции

Интрига Викторианской эпохи

У Британской империи на службе всегда были люди, готовые поста­вить на карту все. Одним из них был Джон Франклин, выдающийся море­плаватель, пропавшая экспедиция которого стала главной тайной Вик­торианской эпохи. Совсем недав­но канадские мореплаватели нашли один из кораблей экспедиции - воз­можно, благодаря этому одной за­гадкой в мире станет меньше...

Британская империя на протяжении нескольких веков была вла­дычицей морей и океанов. И поиски кратчайших путей, в том числе Северо-Западного прохода — морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки и Ка­надского Арктического архипелага, — были приоритетной задачей Королевского флота Британии.
В середине XIX века на его поиски отправился известный англий­ский мореплаватель Джон Франклин.

Сэр Джон Франклин
Сэр Джон Франклин

Опыт и дерзость

Джон Франклин с детства ходил в море, достигал берегов Ав­стралии, участвовал в сухопутных экспедициях в Канаду, исследовал американское побережье, нанеся на карту более 600 километров се­верного побережья Америки. Это был опытный мореплаватель, при­выкший к трудностям и риску.
Но задача была сложной: обилие архипелагов, неглубокое дно и извилистость пути представляли собой большие трудности даже для ведущих мореплавателей того времени. Не было также известно, яв­ляется ли проход вообще судоходным. Но Адмиралтейство решило рискнуть.
Во главе двух судов экспедиции были поставлены опытные ка­питаны, уже бывавшие до этого на этих кораблях в районах Арктики. Два корабля, «Эребус» и «Террор», являлись бывшими военными судами, впоследствии перестроенными по самым современным тех­нологиям для путешествия в экстремальных климатических услови­ях. На них установили паровые локомотивные двигатели, позволяв­шие развивать скорость до 4-5 узлов, а также отопительную систему для экипажа. На каждом корабле находился запас провизии, рассчи­танный на 3 года. Тем не менее судно готовилось к отправлению в спешке - контракт на провизию заключили лишь за 7 недель до от­плытия, и из-за этого консервация была произведена плохо. Вплоть до того, что свинцовый припой на консервных банках стекал внутрь.
Экипаж тоже комплектовался из простых моряков. Никто, кро­ме нескольких членов команды, не имел специфического арктиче­ского опыта.
Отплытие состоялось 19 мая 1845 года. Вскоре корабли достигли берегов Гренландии, где экипаж написал свои последние письма до­мой и в последний раз пополнил судна провиантом. После этого экс­педиция двинулась дальше и исчезла - 105 матросов и 24 офицера канули в никуда. Что произошло с экспедицией, так никто и не по­нял. Через 2 года после отплытия «Эребуса» и «Террора» британское Адмиралтейство снарядило поисковый отряд, который отплыл в ме­ста предполагаемого нахождения экспедиции. Но поисковики не до­стигли места назначения — плохие погодные условия вынудили эки­паж покинуть судно и отправиться домой.

Корабли экспедиции Франклина
Корабли экспедиции Франклина

Безуспешные попытки

Был разработан иной план, в котором участвовали 3 поисковые команды — одна шла по суше, вторая — по предполагаемому марш­руту, третья — со стороны Тихого океана. Помимо этого, Адмирал­тейство назначило вознаграждение за нахождение экспедиции в размере 20 тысяч фунтов (около 1,5 миллиона фунтов стерлингов в пересчете на современные деньги).
Благодаря этому, помимо кораблей Адмиралтейства, в район воз­можной высадки Франклина прибыло более 10 кораблей. Некото­рые из них были снаряжены женой Джона Франклина, леди Джейн, которая потратила на поиски пропавшего мужа едва ли не все свое состояние. Впервые найти что-либо, принадлежащее экспедиции, удалось лишь в 1850 году. Неподалеку от возможной точки пребы­вания у пролива Ланкастер нашли пирамиду из камней, возле кото­рой лежали пустые консервные банки с именем поставщика прови­зии для экспедиции.
Второй успех поисковиков датирован 1854 годом. Предводитель поискового отряда Джон Рэй установил контакт с местными жите­лями, от которых получил много данных о судьбе экспедиции. Эски­мосы рассказали Рэю о 35-40 погибших от голода белых людях и даже упомянули о том, что их живые товарищи не чурались канни­бализма. Этот факт, о котором Джон Рэй поведал общественности, вызвал большой резонанс — люди отказывались верить в то, что экс­педиция героев поедала павших товарищей. Рэй и эскимосы были обвинены в клевете, особенно сильно противилась этому факту леди Джейн. Но несмотря на все недовольство, Джону Рэю выплатили по­ловину от обещанной суммы — 10 тысяч фунтов.
Впоследствии леди Джейн организовала еще одно плавание под руководством Френсиса Леопольда Мак-Клинтока, одного из из­вестных тогда полярных исследователей.
Его экспедиция увенчалась успехом — на острове Кинг-Уильям нашли еще одну пирамиду из камней, в которой люди Мак-Клинтока обнаружили документ, датированный 28 мая 1847 года. В нем сооб­щалось об успешной зимовке, хотя дата, указанная в документе, не соответствовала действительности — корабли могли зимовать в этом месте только в 1845-1846 годах. На полях документа было второе со­общение, датированное 25 апреля 1848 года, сообщавшее о том, что корабли были покинуты, 9 офицеров и 15 матросов умерли, а сам командир Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. Экспедиция Мак­-Клинтока также обна­ружила скелет члена ко­манды с блокнотом, в котором описывалась судьба погибшей коман­ды. Но текст этой записки был крайне неразборчив, записан задом наперед, без знаков препинания, а на одной из страниц текст и вовсе был по­хож на начало поминальной песни «О Смерть, где твое жало...». Еще один текст располагался по кругу, в центре которого имелась над­пись «Лагерь Ужаса пуст» («Ужас» — Terror — название одного из ко­раблей экспедиции). На другом конце острова нашли останки 2 че­ловек и вещи, принадлежавшие как минимум 30 морякам.

Последние надежды

В 1860-х годах на поиски Франклина отправились еще несколь­ко экспедиций, которые обнаружили на южной части острова Кинг- Уильям могилы и каменные насыпи. Рядом лежали различные запи­ски, которых набралось около 100.
Исследователи, занятые поиском экспедиции, долгое время пы­тались выяснить причины смерти и понять: имел ли место канниба­лизм? Современные исследования показали, что моряки погибли не от отравления свинцом. Ведь свинец содержался в консервах с едой и мог попасть в организм моряков с водой, которая очищалась на кора­бле в дистилляторе из свинца. К тому же многие погибшие страдали цингой, и организм был ослаблен. Но факты каннибализма подтверж­дены не были, хотя некоторые полагают, что в подобных условиях вы­жившие не смогли бы продержаться без пищи столь долго.
Несмотря на смерть всей команды, Джон Франклин все же до­стиг своей цели — его имя навсегда вошло в историю. А поиски его экспедиции позволили нанести на карту Канады границы берега и островов, находящихся на северном побережье. Существование же Северо-Западного прохода было подтверждено в 1903-1906 годах из­вестным арктическим исследователем Руалем Амундсеном.

Могилы бесстрашных моряков на острове Бичи
Могилы бесстрашных моряков на острове Бичи

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ