Найти тему
13,4K подписчиков

Статья о критике и самооценке

291 прочитал

Здорово, нейронавты.

Сегодня у нас снова нескучная психология и поговорим мы с вами о двух вещах: критика и самооценка. Я покажу вам, как на этих двух китах строится одна из манипуляций.

Критика, безусловно, влияет на нашу самооценку (спасибо, кэп😉). Всех нас критикуют. Конструктивно, деструктивно - не важно. Критикуют на работе, критикуют в соцсетях. Критикуют продукт, который мы производим, критикуют то, как мы его подаем и рекламируем, критикуют нас самих.

Чтобы все точки сразу стояли на местах, скажу: мы сегодня про объективную критику, которая по делу.

🍀Данная манипуляция практикуется, в основном, в быту, в межчеловеческих отношениях. Называется она "А сам-то..."

Смотрите, как интересно.

Для примера - обычная бытовая история: вы человека о чем-то попросили. Например, мусор вынести. А он не вынес. Вы, вполне объективно, предъявляете ему: "ну, я же попросил(а). Почему ты не вынес мусор? Неужели целый день, с дурно пахнущим пакетом в доме, сидеть приятно?"

А человек, в ответ, ударяется в "объективную критику":

- А ты, прямо, никогда не забываешь вынести мусор? Я, как ни приду, ты сидишь по уши в мусоре. Вокруг тебя фантики, нитки, черновики, билетики какие-то... По всей комнате! И ты мне, типа, предъявлять будешь?!

И, например, это, реально, правда. Вы разводите творческий беспорядок, вам в нем комфортно и уборка раз в неделю. Ну, бывают такие люди.

И вы начинаете думать:

- Действительно. Как я могу делать ему замечания по поводу неряшливости, если сама(сам) не лучше?

Или наоборот. Вы что-то забыли-проспали-не просчитали-не оправдали ожиданий и вас критикуют. Объективно, конструктивно, честь по чести. Всё, как у взрослых людей. И вы начинаете чувствовать себя, с ног до головы, виноватым.

Вот в этом и манипуляция. Понимаете мысль? Вы позволили критикующему стать, как бы, выше вас.

В случае с мусором, вы должны смириться с "косяком" партнера потому, что вы "не имеете права" с него требовать порядка, так как сами регулярно мусорите. То есть, он не вынес мусор (а его просили голосом, через рот), а виноваты вы.

В случае с вашим промахом и его критикой тоже вы кругом виноваты.

Ваша виновность, в обоих случаях, ставит вас на ступеньку ниже и, как бы, даёт человеку индульгенцию (некое "прощение грехов" на длительное время) игнорировать ваши просьбы, замечания и, вашу же, объективную критику.

👀Ещё, прикольно, когда вы критикуете сейчас и по факту действия, а вас критикуют в ответ за какое-то действие, которое вы допустили года два назад и давно извинились, "искупили вину" и забыли. Это - туда же. В тот же контейнер "манипуляция "а сам-то".

Ну, правда, кто вы такой, чтобы делать замечания и что-то там просить? Никто не идеален.

Приведу еще нейтральный пример. Я рисую. Мои рисунки ещё, во многом слабы. Страдает штриховка, страдает построение. Черты лиц грубее, чем на самом деле. Критикуют меня или нет? Конечно! Естественно! Сама себя, сижу, критикую😊. И это нормально.

Прогулка 23.04.2022 года. Фото Александра Тонких. У нас тут кто-то беленький проклюнулся. Ни ландыши, Ни подснежники. Ни крокусы. Бог знает, "кто" такие. Попробуйте приблизить фото, может подскажете, что за цветы? Как маленький пропеллер.
Прогулка 23.04.2022 года. Фото Александра Тонких. У нас тут кто-то беленький проклюнулся. Ни ландыши, Ни подснежники. Ни крокусы. Бог знает, "кто" такие. Попробуйте приблизить фото, может подскажете, что за цветы? Как маленький пропеллер.

Здоровая критика должна быть. Это помогает сделать правильные выводы и идти дальше. Продолжать работу над ошибками.

Но человек, критикующий меня, не становится выше - вот, в чем фишка. Его объективная критика не делает его "божеством" для меня. Не дает право унижать, самоутверждаться, говорить все, что взбредет в голову.

Если собрать весь смысл сегодняшней беседы в одну строчку, то смысл примерно следующий:

✍Если вас объективно критикуют, это не делает критикующего выше вас

Вы тоже можете высказывать замечания и требовать. Критиковать тоже можете.

В примерах, которые я привела, главная ошибка того, кто попал под шквал критики - это позволить критикующему встать над ним. А, по сути, обоим героям примеров надо было просто ... Извиниться.

- Слушай, запарился, совсем забыл про мусор... Я даже на кухню не заходил с утра. Извини. Сейчас вынесу.
- Вот это я ворона! Совсем вылетело из головы. Прости. Давай передоговоримся, давай перепланируем, чтоб всё четко было.

И всё. Никто ни над кем не возвышается. Все живые люди, все могут забыть, проспать, потерять что-то. Тем более, если вы сами такой же😊

Оскорбления от критики отличать мы уже умеем (чай не просто так тётя Tallis тут с 2019 года за психологию "разгоняет"😉), поэтому даже без оговорок.

Друзья! Критикуйте достойно и принимайте критику достойно. Никто не хуже и не лучше вас. В чем-то умнее? Возможно. Дослушайте мысль. Может что-то и пригодится вам. Кто-то знает больше, может подсказать, научить, разъяснить? Да, супер! Полезный совет - тоже хорошо. Но это не делает никого выше вас.

Слушайте, но не оправдывайтесь. Не позволяйте лишать себя права голоса просто потому, что вы (как и ваш "критик") не идеальны.

Спасибо, что были со мной. Подписывайтесь обязательно на мой канал на Яндекс Дзене и на мой телеграм-канал, чтобы не теряться и быть на связи.