Найти в Дзене

Знак для персонала 9 Городского лазарета в «Доме Просветительных учреждений в память 19 февраля 1861 года»

Фото 2. Лицевая сторона – двуглавый орел с распростертыми крыльями времен императора Николая I, орел размещается на пушках с датами 1914-1916.
Фото 2. Лицевая сторона – двуглавый орел с распростертыми крыльями времен императора Николая I, орел размещается на пушках с датами 1914-1916.

Цель данной публикации - познакомить читателей альманаха с редким знаком (или памятным жетоном), предназначенным для вручения персоналу 9 Городского лазарета, располагавшемся в Доме Просветительных учреждений в память 19 февраля 1861 года в Петербурге/Петрограде, служившему в лазарете с 1914 по 1916 год, и небольшим исследованием автора на тему истории лазарета и лица, которому знак был вручен.

Знак обнаружен на севере Тверской области, почти на границе с Новгородской (фото 1).

Фото 1.
Фото 1.

Описание знака:

Размер 44X24 мм

Вес 11,05 гр.

Материал: серебро 84 пробы, эмали

Крепление: булавка (утрачена)

Лицевая сторона (фото 2) – двуглавый орел с распростертыми крыльями времен императора Николая I, орел размещается на пушках с датами 1914-1916. В лапах у орла – факел с ликторским пучком и венок. В центре на груди орла щиток с изображением герба Санкт-Петербурга, выше равноконечный крест. Корона над орлом удалена после февральской революции 1917 года.

Фото 3.
Фото 3.

Клеймо пробирной палаты 84 «голова в кокошнике» и клеймо мастера «КП» (фото 3). Константин Прокофьев ставил свой именник «КП» на изделиях фирмы «Э. Кортман». После смерти ее основателя Эдуарда Кортмана Константин Прокофьев стал одним из четырех совладельцев фирмы. В 1915-1917 годах фирма стала Товариществом «Кортман» с совладельцами Прокофьевым Константином Прокофьевичем и Сорокиным Николаем Ивановичем. Фактически клеймо «КП» можно считать визитной карточкой фирмы на знаках после 1910 года. Фирма располагалась по адресу Петроград, Невский проспект, дома 32 и 34, закрылась в 1918 году.

Фото 4.
Фото 4.

Оборотная сторона (фото 4): в шесть строк выгравирована надпись «ГОРОД(ской) ЛАЗАР(ет) В ДОМ(е) ПРОСВЕТУЧРЕЖДН(ий) В ПАМЯТЬ 19 ФЕВР. 1861 М.Г. ЗЕРКАЛОВА».

Насколько известно автору, данный тип знаков ранее не публиковался в доступной справочной литературе по фалеристике Российской Империи, не обсуждался на профильных форумах и не проходил на аукционных площадках. Эту же информацию подтвердили выдающийся эксперт, коллекционер, автор статей и справочников по знакам, значкам и жетонам медицинской тематики Императорской России, СССР и Российской Федерации доктор медицинских наук, врач-офтальмолог Роман Александрович Толмачев и историк медицины и медицинской фактографии, автор многочисленных публикаций по истории медицины, руководитель музея истории сердечно-сосудистой хирургии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева», доктор медицинских наук, профессор Сергей Павлович Глянцев, с которыми автору предоставилась замечательная возможность познакомиться и проконсультироваться во время подготовки материала.

Традиция поощрять памятными знаками сотрудников медицинских служб и учреждений, жертвователей и попечителей во время Первой мировой войны была достаточно распространенной. Примеры выпуска знаков и жетонов другими медицинскими учреждениями и общинами известны, но учитывая зачастую малый тираж подобных знаков, встречи с неописанными ранее знаками иногда случаются. К примеру, исходя из общего числа сотрудников 9 городского лазарета, их могло быть выпущено в пределах пятидесяти штук.

Здание Дома Просветительных учреждений в память 19 февраля 1861 года в Петербурге/Петрограде и размещавшегося в нем 9 Городского лазарета располагалось на Обводном канале, дом 147. После изменения нумерации домов это стал дом 181, впоследствии там размещался знаменитый Ленинградский ДК им. А. Д. Цюрупы. Дом построен в 1912-1913 годах по проекту Николая Всеволодовича Дмитриева, который входил в состав правления учредителей и попечительского совета Дома Просветительных учреждений. Торжественное открытие Дома состоялось 19 февраля 1913 года. В журнале «Огонек» № 8 от 24 февраля 1913 года была размещена публикация об этом событии (фото 5).

Фото 5.
Фото 5.

С началом Первой мировой войны правление учредителей Дома Просветительных учреждений приняло решение о передаче Дома в ведение Петроградского городского комитета всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам. В Доме был открыт 9 Городской лазарет. Освящение лазарета состоялось 1 октября 1914 года, и уже 2 октября он принял первых раненых. Изначально лазарет был рассчитан на двести коек, но к ноябрю 1914 года количество коек увеличилось до трехсот. Попечителем лазарета был назначен Николай Всеволодович Дмитриев. В начале 1915 года Николай Всеволодович сложил с себя полномочия попечителя лазарета и в качестве Особоуполномоченного Всероссийского союза городов убыл на Северо-западный фронт. Попечителем лазарета стал К. Неллис.

Старшим врачом лазарета был назначен Михаил Николаевич Шишкин, большая часть младшего медицинского персонала была набрана из слушательниц курсов Народного университета, проходивших практику в этом же лазарете. Было оборудовано четыре отделения, в среднем из расчета пятьдесят пациентов на одного врача. Близость к лазарету Варшавского распределительного пункта обуславливала направление в 9 городской лазарет в большинстве своем тяжелораненых бойцов. Благодаря высокому профессионализму персонала практически всем раненым удалось оказать необходимую медицинскую помощь. Поразительно, с учетом тяжести травм, но за год в лазарете умерло всего двадцать четыре пациента, что составило 1,3% от всех находившихся на лечении.

Удалось найти в архиве Российской Государственной Библиотеки изданный в 1916 году подробный очерк М. Н. Шишкина о деятельности 9 Городского лазарета за период со 2 октября 1914 года по 1 октября 1915 года, содержащий, помимо общей информации о создании и деятельности лазарета, описание сложных клинических случаев и статистические данные от движения пациентов, распределения по травмам и т. д. до подробных финансовых ведомостей расходов. Приведу фотографию на эту тему из очерка (фото 7).

Фото 7.
Фото 7.

Поиск по краеведческим и генеалогическим источникам в Тверской области не дал никакой информации о человеке, которому был вручен знак - М. Г. Зеркаловой. В архивных списках Управления главноуполномоченного РОКК (Российское Общество Красного Креста) Северного района за 1914-1919 годы (Центральный Государственный Военно-Исторический Архив) удалось найти данные по личному составу медицинского персонала лазарета по состоянию на 15 апреля 1915 года, но в списке медицинского персонала 9 городского лазарета фамилия Зеркалова не значилась. Либо она пришла в лазарет позже даты составления списков, либо была в составе не медицинского, а административного персонала.

Фото 8.
Фото 8.

Благодаря все тому же очерку М. Н. Шишкина подтвердилось предположение об административном характере работы М. Г. Зеркаловой в лазарете. В очерке приведен полный список персонала лазарета и указано, что Мария Георгиевна Зеркалова работала в должности «машинистки» с 1 апреля 1915 года (фото 8). Получив полные ФИО и дату начала работы, можно было попробовать найти дополнительную информацию о Марии Георгиевне. Помогли адресные справочники «Весь Петербург/Петроград» за 1914-1917 годы. Удалось выяснить, что Мария Георгиевна прибыла в Петроград не ранее 1915 года, поселилась у родственницы Зеркаловой Матрены Павловны по адресу ул. Можайская, дом 42, в доходном доме Е. Е. Филипповой (фото 9), где они совместно проживали до 1917 года. Дальнейшие следы Марии Георгиевны затерялись, но очевидно, что в какое-то время она оказалась в Тверской области, где и потеряла знак. Возможно, в дальнейшем автору удастся найти в архивах дополнительную информацию.

Фото 9
Фото 9

Что касается предположения о количестве выпущенных знаков: очерк Н. М. Шишкина вышел в 1916 году, тогда же или в самом начале 1917 года, до февральской революции, выпущен и знак. Очерк содержит два списка персонала – тех, кто работал в лазарете на дату выхода очерка (41 человек + 1 попечитель), и тех, кто к дате выхода очерка лазарет покинул (15 человек, но были ли они удостоены знака, неизвестно). Возможно, еще какое-то количество знаков было вручено докторам и должностным лицам, не входившим в состав штатного персонала, но принимающим участие в его жизни. В очерке упоминается несколько фамилий узкопрофильных врачей, с которыми сотрудничал лазарет. Возможно также, что знак мог вручаться не всем из списка, а только врачам и администрации. В любом случае удостоенных знака было немного, иначе логично предположить, что он встретился бы гораздо раньше.

Вполне возможно, что Мария Георгиевна Зеркалова, будучи машинисткой, помогала Михаилу Николаевичу Шишкину с перепечаткой рукописи очерка, благодаря которому удалось найти столько интересных фактов.

Отдельную благодарность автор выражает сотрудникам библиотек и архивов, усилиями которых удалось собрать необходимую информацию и подготовить данный материал к публикации.

Роман Новиков

Альманах ДЕНЬГА № 34 / 2022