С начала спецоперации РФ на Украине папа римский Франциск занял крайне категоричную позицию. Он осудил военный конфликт и подверг жёсткой критике поведение России, встав на сторону Украины, США и Евросоюза. Порицая войну как таковую, папа призывает мировую общественность и ООН к «решительным» действиям, критикует увеличение военных расходов Италии, но в то же время считает справедливым «право на самооборону» Украины и невольно принимает участие в её провокациях. В тонкостях ватиканской политики «Октагон.Европа» помог разобраться известный специалист по Ватикану Альдо Мария Валли.
6 апреля во время еженедельной аудиенции в Ватикане папа Франциск принял выдвинутую Украиной и ЕС версию событий, произошедших под Киевом, и резко осудил так называемую резню в Буче, публично поцеловав привезённый оттуда украинский флаг. В своём обращении к верующим папа заявил: «Недавние новости о войне на Украине вместо облегчения и надежды принесли сообщения о новых зверствах, таких как резня в Буче. Жестокость против мирных жителей, беззащитных женщин и детей становится всё ужаснее. Это жертвы, чья невинная кровь взывает к небу и умоляет: “Остановите эту войну! Пусть умолкнет оружие! Прекратите сеять смерть и разрушение!”»
Однако флаг из Бучи, переданный папе как реликвия, далеко не так прост. На нём отчётливо читается надпись: «4-я казацкая сотня Майдана». Имеется в виду один из боевых отрядов, участвовавших в событиях 2014 года на Украине. Именно эти люди силой осуществили в стране государственный переворот, в определённом смысле спровоцировав гражданскую войну и идейный раскол в украинском обществе. Они же в своё время были исключены из организации «Самооборона Майдана» за излишнюю агрессивность и постоянные провокации. Сотня приняла участие во взятии штурмом здания Верховной рады и спровоцировала беспорядки 18–20 февраля 2014 года.
Известный итальянский журналист Тони Капуоццо, занимающийся вопросами геополитики и военных конфликтов, рассказывает об «ужасах казачьих сотен» и их ярко выраженных националистических взглядах следующее: «Без сомнения, существуют влиятельные подразделения фашистского типа, встроенные в официальную военную систему Украины. И не только батальон Азов (Признан экстремистской организацией и запрещён в России. – τ.). Есть одно формирование, вызывающее гораздо большую тревогу, которое называется [казацкая] сотня и включает в себя военных, внедрённых во все сферы украинской государственной системы». Был ли вышеупомянутый эпизод случайностью или провокацией, понять сложно, но очевидно, что папа Франциск и его ватиканский штаб допустили явную небрежность. Вопрос в том, насколько спланированной она была.
Всё тот же Капуоццо, рассуждая о событиях в Буче, рассказал на итальянском телевидении о нестыковках, доказывающих безосновательность суждений и постановочный характер «резни в Буче». Например, на представленных мировой общественности снимках со спутника видно, что с начала предполагаемой бойни положение и позы, в которых лежали тела убитых, оставались неизменными на протяжении многих дней, что в реальной жизни в принципе невозможно. Папа Франциск, в отличие от журналиста, не стал задавать лишних вопросов и принял выдвигаемую Украиной и ЕС версию как единственно возможную, преподнеся её миллионам католиков как официальную.
Папа настаивает на реформе ООН и требует «более решительных действий»
Речь, произнесённая во время папской аудиенции, – лишь одно из многих публичных выступлений понтифика с начала российской спецоперации. Одним из наиболее громких стало его обращение к Организации Объединённых Наций. Папа обвинил организацию в абсолютной беспомощности, заявив, что ООН необходима кардинальная реформа: «После Второй мировой войны была попытка заложить основы новой мирной истории, но, к сожалению, мы ничему не учимся – продолжилось повествование двух конкурирующих великих держав».
Как пишет Vatican News, ещё в сентябре 2015 года на совещании Генеральной ассамблеи ООН папа Франциск говорил о том, что организации «необходимы постоянные реформы и адаптация к современности, необходимо движение в сторону того, чтобы всем без исключения странам были предоставлены равные возможности участия и реального влияния на принимаемые решения», имея в виду «Совет безопасности, финансовые институты и группы и механизмы, созданные специально для преодоления экономических кризисов». Всем хорошо известно, что понтифик как сторонник равенства и левых взглядов выступает против права вето в Совете безопасности ООН, что в сложившейся ситуации, когда Россию пытаются исключить из числа членов организации, явно играет против Москвы.
Папа Франциск уверен в потенциале и примирительной силе ООН, но теперь он считает, что в организации доминируют позиции сверхдержав и всех тех, кто имеет политический, экономический вес и мировое влияние. Настаивая на установлении мира и согласия, в 2019 году, обращаясь к генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, папа сделал интересное заявление:
«В состоянии конфликта нашему миру важно, чтобы ООН стала гораздо более эффективной лабораторией мира, что, в свою очередь, требует от членов Совета безопасности, в особенности от её постоянных членов, более решительных совместных действий».
Очевидно, что подобной решительности «во имя общего блага» понтифик пытается добиться и сейчас.
– Мне жаль об этом говорить, но папа, по моему скромному мнению, ошибается дважды, – комментирует позицию папы римского Альдо Мария Валли. – Он ошибается, придавая слишком большое значение ООН как инструменту разрешения конфликтов, и он ошибается, поражаясь беспомощности Организации Объединённых Наций. Папа как викарий Христа должен доверять Богу, а не людям. Он должен призывать к соблюдению божественного закона, данных Богом заповедей, а не рассчитывать на механизмы, придуманные человеком.
Религиовед считает, что ООН с точки зрения католической доктрины не только неэффективна, но даже вредна (в своих рассуждениях Валли обращается прежде всего к теме абортов). Именно поэтому «папа Франциск вместо веры в ООН должен проповедовать веру в Бога и призывать всех к обращению к нему». Это, по мнению эксперта, и есть истинная задача католического понтифика.
Параллели истории
Размышляя об исторических параллелях, невозможно не вспомнить папу Иоанна XXIII. Чтобы предотвратить ядерную войну между США и СССР, в октябре 1962 года, во время Карибского кризиса, он обратился к главам государств и «всем людям доброй воли» посредством Радио Ватикана. Однако, как полагает Альдо Мария Валли, более глубокий анализ наводит на мысль, что поведение папы Франциска сегодня значительно отличается от поведения его предшественника.
– Тогда как католическая доктрина при определённых условиях узаконивает применение силы и признаёт (вспомните Иоанна Павла II) так называемое гуманитарное вмешательство в защиту государства, которое находится «под ударами несправедливого агрессора», для папы Франциска военные действия в защиту жертв агрессии могут рассматриваться как малое зло, однако никогда не могут быть признаны «справедливыми», как сказал понтифик 15 марта во время видеоконференции Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: «В своё время и в наших церквях говорили о священной войне или справедливой войне. Сегодня так говорить нельзя. Войны всегда несправедливы». Это поворот пацифистского уклона. И хотя государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин заявил, что существует «право защищать свою жизнь, свой народ и свою страну» и что такое право «приводит к печальной необходимости взяться за оружие», для Франциска война всегда «неприемлема», «противна», и даже «кощунственна», а производство оружия есть дело рук «экономической и военно-технократической власти». Это «безумие», «скандал, который марает душу, оскверняет сердце и человечество». Также примечательно, что, вернувшись с Мальты, папа обратился к фигуре Ганди как своего рода символу. В таком отношении это типично исключительно для пацифистской идеологии, но заметно расходится с традиционным реализмом католической доктрины.
Размышляя о сане
2 апреля во время своего 36-го международного апостольского визита на Мальту папа римский заявил, что «война была давно подготовлена за счёт крупных инвестиций и торговли оружием» и что «некто могущественный <...> провоцирует и разжигает конфликты». «Мы нуждаемся в сострадании и заботе, а не в идеологических посылах и популизме, построенных на словах о ненависти и не имеющих ничего общего с реальной жизнью народа и простых людей», – отметил он. В своей речи понтифик не преминул ещё раз осудить как саму спецоперацию России на Украине, так и всех тех, кто её спровоцировал.
Практически одновременно с апостольским визитом, следуя всё той же линии пацифизма, папа Франциск раскритиковал принятое правительством Марио Драги решение об увеличении военных расходов Италии до 2 процентов от ВВП в ответ на разгоревшийся украино-российский конфликт. «Это сумасшествие, я устыдился», – прокомментировал он случившееся. По мнению папы римского, «настоящий ответ – это не новое оружие, не новые санкции и другие военно-политические объединения, а другая позиция». «Я говорю о другом способе управления миром, без оскала зубов», – сказал понтифик.
Многие недоброжелатели Франциска наконец-то усмотрели во всём этом поведение, достойное папы-миротворца и духовного лидера, а не папы-политика, ведущего закулисные игры с сильными мира сего и ищущего лёгкой славы и признания не только со стороны католиков, но и представителей других конфессий, а также неверующих мирян.
Тем не менее Альдо Мария Валли с этим не согласен. По мнению эксперта, слова папы Франциска полны лишь пространного пацифизма и не имеют ничего общего с тем, как должен вести себя настоящий католический пастырь: «Папа ведь викарий Христа, и его долг – учить Христову миру: “Я даю вам Мой мир, но не тот мир, что люди дают, Я даю вам”».
Именно из-за таких заявлений понтифика, по убеждению Валли, и происходит падение влияния Святого престола в мировом балансе сил.
– Голос папы больше не воспринимается как авторитетный, но как один из многих. Папа часто вмешивается, даёт интервью с довольно поверхностными заявлениями, которые, как правило, идут в ногу с господствующими в мире настроениями. Из-за этого его вклад теряет вес и обесценивается. Например, когда Франциск говорит, что «на войне все проигрывают», он утверждает широко распространённую идею, но мы должны иметь в виду, что эта идея довольно неточная. Далеко не всегда в войне проигрывают все. Лучший пример – Вторая мировая война, – считает собеседник издания.
Ватикан берёт курс на УПЦ
В прошедший четверг папа Франциск торжественно принял в Ватикане нового чрезвычайного и полномочного посла Украины Андрея Юраша и получил от него «символ страдания восточноевропейской страны» – сноп пшеницы, украшенный сине-жёлтой лентой. В тронном зале Апостольского дворца, где проходила встреча, была выставлена подаренная папе Иоанну Павлу II во время его визита во Львов в 2001 году икона Богоматери с младенцем – «Одигитрии» (XVII–XVIII века) из села Попелов (Ивано-Франковская область). По сообщению пресс-службы Ватикана, икона в этом случае стала олицетворением украинского народа, «как если бы сегодня Богоматерь из Попелова символически держала в руках каждого украинского ребёнка».
Назначение Андрея Юраша в декабре 2021 года на должность посла, по мнению религиоведа Дмитрия Горевого, и до начала спецоперации РФ на Украине не сулило ни Русской православной церкви (РПЦ), ни самой России ничего хорошего. До этого Юраш возглавлял госдепартамент по делам религий и национальностей в составе министерства культуры, а после руководил профильным отделом в секретариате правительства Украины. Именно на этот период пришлись две волны крупномасштабных переходов православных общин из Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата в УПЦ Киевского патриархата. Горевой считает Юраша очень умелым аппаратчиком, заработавшим репутацию ястреба украинской религиозной политики и способным значительно повлиять на позицию Ватикана по отношению к РПЦ. В текущей ситуации факт принятия украинского посла в Апостольском дворце весьма знаковый. Он может означать для России гораздо больше, чем простой призыв к миру, – смену ватиканской политики в отношении РПЦ, новые приоритеты, новый статус УПЦ и Украины. А это программы по восстановлению Украины, гуманитарная помощь, инвестиции и безвозвратные пакеты помощи стране.
Представители Ватикана уже сообщили, что папа Франциск и его штаб готовятся к поездке в Киев в ближайшее время, чего так давно ждёт украинское руководство. Однако собеседник «Октагон.Европа» Альдо Мария Валли относится к этому намерению критически.
Допуская, что вероятный визит папы в столицу Украины технически возможен, специалист напоминает о недавнем заявлении госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина о том, что такой шаг может быть воспринят православными как провокация: «Поездка не является запрещённой, это можно сделать. Речь идёт о том, чтобы увидеть, какие последствия она будет иметь, оценить, действительно ли это может способствовать окончанию войны».
– Украина с религиозной точки зрения представляет собой сложную реальность, отмеченную историческими разногласиями, с глубоким переплетением религии и политики. Не считая проблем, связанных с ролью Московского патриархата, в такой реальности каждое движение, каждое слово могут быть неверно истолкованы и политизированы. Здесь нет места демагогии. То, что папа римский может и должен сделать, – это призвать всех христиан – католиков и православных – к братству <...>. Вот этим должен заниматься папа: напоминать о том, что истинный мир невозможен, если не следовать заповедям Бога, – заключает Валли.
Анна Цыба
Читайте нас: