Как знают любители Англии, танков и чая, после Второй мировой на английском танке модели «Центурион» установили специальный котёл для заваривания чая. Ведь еще на полях боя выяснилось, что солдаты, покидающие машину, чтобы попить чайку, где-нибудь на природе, становились лёгкой добычей. Вот неожиданность! И чтобы избежать подобного, конструкторы решили дать экипажу возможность «five o’clock tea» без необходимости выбираться из танка. Это прижилось, и вскоре котёл появился и в других видах бронетехники. Тут можно уже хихикать: «Вот же затейники-англичане, никуда без своего чая». Но вспомним, что кипячёная вода с температурой в районе 90° — это не только чаепитие, но и горячие пайки, супы и даже просто возможность умыться тёплой водой. А, значит, отличный моральный бонус к духу боевой единицы. Так... я это о чём? А да о солдатах и боевом духе простого солдата. Знакомьтесь — Роберт Вудрафф.
Не уверен, что многие его знают (мне он тоже был неизвестен, каюсь). А этот человек занимал должность президента Coca-Cola в интересный период с 1923 по 1955 год. Как легко заметят самые внимательные, именно на его управление пришлась Вторая мировая война. Да, Америка долго тянула со вступлением, предпочитая наблюдать за этим из-за океана, но когда внезапно... Перл-Харбор, Роберт заявил: «Мы позаботимся, чтобы каждый человек в форме получал бутылку Coca-Cola за 5 центов, где бы он ни находился, и чего бы нам это ни стоило». И да, солдаты страны Свободы на линии фронта питались стандартными пайками, никаких вам маминых яблочных пирогов и гамбургеров (кстати, анонс: ждите охренительную историю про американский военный шоколад, который солдаты предпочитали выбрасывать сразу). Но благодаря этому обещанию, один из привычных домашних вкусов — сладенькая газировка, всегда был у них под рукой. Откуда? А вот это, внимание, интересный поворот.
Генерал Дуайт Эйзенхауэр, понимая важность морального духа у солдат, внезапно вспомнил это обещание и потребовал 10 передвижных фабрик Coca-Cola, чтобы производить 6 млн бутылок в месяц у себя в тылу. А корпорация возьми и согласись. И даже перевыполнили запрос. Примерно в 6.4 раза. Они построили 64 завода, где разливали напиток для нужд армии. Чтобы контролировать процесс и качество продукции, был создан особый отряд технических специалистов в сотню человек. В армии их называли «полковники Кока-кола» и они обладали примерно такими же правами, что и отставные офицеры. То есть их уважали и внимательно выслушивали, но приказы исполнять не спешили.
Со своими инструментами, инструкциями и ингредиентами они путешествовали вслед за передовыми отрядами армии и разворачивали производства повсюду, куда ступала нога американского Джонни. Кроме этого, в части поставлялись специальные автоматы для газировки. Вместе с холодильниками, чтобы быть уверенными, что военнослужащие получали напиток нужной температуры. И действительно, это помогло. Во множестве дневников солдат и офицеров полно восторженных записей о том, какой волнительной были для них встречи с привычным напитком. Они погружались в домашнюю атмосферу, вспоминали родных, повышалась мораль. Война оказывалась где-то вдалеке. Как итог, компания Coca-Cola внесла свой вклад в победу — целых 5 миллиардов бутылок газированного напитка.
Теперь все прекраснодушные читатели могут прекратить чтение с верой в патриотизм компании. Ну а все остальные продолжают читать. Кого мы обманываем, правда же, любимые мои циники? Может быть, патриотизм и мечты помочь своей стране там и были, но вряд ли все это было основной движущей силой. Это просто совпало с тем, что могло принести компании пользу. Да, корпорация недополучила денег в процессе всех этих боев, зато обросла просто огромной лояльностью среди обычных людей. На их сторону встала, как сказали бы сейчас, масса инфлюенсеров. Бутылка Колы стала символом возвращающихся с войны. Каждый солдат, моряк или лётчик, которого ждали и заочно обожали в родном городке, превратился в их амбассадора. Изображение солдата с бутылочкой стало готовой рекламой. После войны прибыль компании подскочила до 100 миллионов в год.
И конечно, не забудем о втором бонусе. Реклама. Она была всюду. От Алжира до островов Тихого океана. Там, где стояли американские солдаты, люди пили Кока-Колу. У местных она стала ассоциироваться исключительно с освободителями. И на этой волне корпорация запускала рекламу. Плакаты, наклейки, коробки, бутылочки. Они оставляли готовую инфраструктуру — заводы, сети распространения, специалистов. И все это позволяло корпорации продавать бутылочки с напитком. И делать это отнюдь не за пять центов. Даже маршал Жуков, пристрастился к этому напитку. Настолько, что появление железного занавеса вызывало у него проблемы. Но он нашёл выход. Это немного другая, но тоже занимательная история. Оставайтесь с нами, скоро о ней расскажу.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.