Найти тему

Coca-Cola во Второй Мировой

Каждый человек в форме получит бутылку Coca-Cola.
Каждый человек в форме получит бутылку Coca-Cola.

Как знают любители Англии, танков и чая, после Второй мировой на английском танке модели «Центурион» установили специальный котёл для заваривания чая. Ведь еще на полях боя выяснилось, что солдаты, покидающие машину, чтобы попить чайку, где-нибудь на природе, становились лёгкой добычей. Вот неожиданность! И чтобы избежать подобного, конструкторы решили дать экипажу возможность «five o’clock tea» без необходимости выбираться из танка. Это прижилось, и вскоре котёл появился и в других видах бронетехники. Тут можно уже хихикать: «Вот же затейники-англичане, никуда без своего чая». Но вспомним, что кипячёная вода с температурой в районе 90° — это не только чаепитие, но и горячие пайки, супы и даже просто возможность умыться тёплой водой. А, значит, отличный моральный бонус к духу боевой единицы. Так... я это о чём? А да о солдатах и боевом духе простого солдата. Знакомьтесь — Роберт Вудрафф.

Человек сделавший Кока Колу тем, чем она является сейчас.
Человек сделавший Кока Колу тем, чем она является сейчас.

Не уверен, что многие его знают (мне он тоже был неизвестен, каюсь). А этот человек занимал должность президента Coca-Cola в интересный период с 1923 по 1955 год. Как легко заметят самые внимательные, именно на его управление пришлась Вторая мировая война. Да, Америка долго тянула со вступлением, предпочитая наблюдать за этим из-за океана, но когда внезапно... Перл-Харбор, Роберт заявил: «Мы позаботимся, чтобы каждый человек в форме получал бутылку Coca-Cola за 5 центов, где бы он ни находился, и чего бы нам это ни стоило». И да, солдаты страны Свободы на линии фронта питались стандартными пайками, никаких вам маминых яблочных пирогов и гамбургеров (кстати, анонс: ждите охренительную историю про американский военный шоколад, который солдаты предпочитали выбрасывать сразу). Но благодаря этому обещанию, один из привычных домашних вкусов — сладенькая газировка, всегда был у них под рукой. Откуда? А вот это, внимание, интересный поворот.

Генерал, запустивший все это...
Генерал, запустивший все это...

Генерал Дуайт Эйзенхауэр, понимая важность морального духа у солдат, внезапно вспомнил это обещание и потребовал 10 передвижных фабрик Coca-Cola, чтобы производить 6 млн бутылок в месяц у себя в тылу. А корпорация возьми и согласись. И даже перевыполнили запрос. Примерно в 6.4 раза. Они построили 64 завода, где разливали напиток для нужд армии. Чтобы контролировать процесс и качество продукции, был создан особый отряд технических специалистов в сотню человек. В армии их называли «полковники Кока-кола» и они обладали примерно такими же правами, что и отставные офицеры. То есть их уважали и внимательно выслушивали, но приказы исполнять не спешили.

Полковники заряжают автомат бутылочками.
Полковники заряжают автомат бутылочками.

Со своими инструментами, инструкциями и ингредиентами они путешествовали вслед за передовыми отрядами армии и разворачивали производства повсюду, куда ступала нога американского Джонни. Кроме этого, в части поставлялись специальные автоматы для газировки. Вместе с холодильниками, чтобы быть уверенными, что военнослужащие получали напиток нужной температуры. И действительно, это помогло. Во множестве дневников солдат и офицеров полно восторженных записей о том, какой волнительной были для них встречи с привычным напитком. Они погружались в домашнюю атмосферу, вспоминали родных, повышалась мораль. Война оказывалась где-то вдалеке. Как итог, компания Coca-Cola внесла свой вклад в победу — целых 5 миллиардов бутылок газированного напитка.

Вот вам пример того, как выглядел подобный заводик.
Вот вам пример того, как выглядел подобный заводик.

Теперь все прекраснодушные читатели могут прекратить чтение с верой в патриотизм компании. Ну а все остальные продолжают читать. Кого мы обманываем, правда же, любимые мои циники? Может быть, патриотизм и мечты помочь своей стране там и были, но вряд ли все это было основной движущей силой. Это просто совпало с тем, что могло принести компании пользу. Да, корпорация недополучила денег в процессе всех этих боев, зато обросла просто огромной лояльностью среди обычных людей. На их сторону встала, как сказали бы сейчас, масса инфлюенсеров. Бутылка Колы стала символом возвращающихся с войны. Каждый солдат, моряк или лётчик, которого ждали и заочно обожали в родном городке, превратился в их амбассадора. Изображение солдата с бутылочкой стало готовой рекламой. После войны прибыль компании подскочила до 100 миллионов в год.

Реклама той поры.
Реклама той поры.

И конечно, не забудем о втором бонусе. Реклама. Она была всюду. От Алжира до островов Тихого океана. Там, где стояли американские солдаты, люди пили Кока-Колу. У местных она стала ассоциироваться исключительно с освободителями. И на этой волне корпорация запускала рекламу. Плакаты, наклейки, коробки, бутылочки. Они оставляли готовую инфраструктуру — заводы, сети распространения, специалистов. И все это позволяло корпорации продавать бутылочки с напитком. И делать это отнюдь не за пять центов. Даже маршал Жуков, пристрастился к этому напитку. Настолько, что появление железного занавеса вызывало у него проблемы. Но он нашёл выход. Это немного другая, но тоже занимательная история. Оставайтесь с нами, скоро о ней расскажу.

----

Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.

А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.