"Пришло время, когда и церковь закрыли. Сначала ничего не вышло у новых властей. Собрали сход, поставили вопрос, а народ согласия не дал. Тогда навалились на священника:
- Отец Михаил, у вас дочь - учительница, а сын - красный командир. Откажитесь от сана.
Уломали. В 1925-м закрыли. Народ заволновался. Гавриил Пантюхин (Коробок) поехал в город и привёз священника. Снова зазвонили колокола, да ненадолго. Через два года сняли большой колокол, а там дошла очередь и до малого.
Отец Михаил жил в Орле у сына Василия, в честь которого и назвали меня: по святцам следовало бы Андреем.
Пришло время колхозов: в Альшани - "Вольный труд", на Фоминке - "Прогресс". Церковь стала складом. У входа - веялка, внутри - горою зерно, на стенах - лики. Мужик Никанор, сняв шапку, входил в храм и вздыхал: разрывалась душа при виде такого безобразия. Ограду разбирали.
Помню: приехали два молодых лётчика из Орла, взяли мелкокалиберную винтовку и стали стрелять по золотым маковкам. Попадали и смеялись...
- Как прощался с храмом отец Михаил, - рассказывала мне одна старушка, - плакал. На святого был похож. Умер в Орле от разрыва сердца. Дочь сошла с ума".
Из книги В. М. Катанова "Родные дали".
Про историю села Альшань и хронику восстановления храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Альшань читайте на нашей странице.
#альшань #орловская область #василий катанов #сельские истории #храмы россии