Найти в Дзене
Александр Снитовский

Не признали: бренды, которые мы считали российскими

Продукты
Продукты

«Ничего личного, просто бизнес» ... Эту известную фразу частенько приписывают американскому гангстеру Аль-Капоне, однако сегодня речь пойдет не о мафии, а о любопытном маркетинговом ходе, который позволяет компаниям эффективно продвигать свой товар на российском рынке.

Покупатель в магазине
Покупатель в магазине

В природе есть такое явление, как мимикрия – это когда живой организм подстраивается под окружающую его среду, копируя цвет и поведение, чтобы защитить себя и выжить. В современных «каменных джунглях» тоже есть свои способы и инструменты не только для выживания, но и для продвижения товаров и услуг.

Пример мимикрии у животных
Пример мимикрии у животных

И, своего рода, мимикрия играет здесь далеко не последнюю роль. Чтобы смотреться на российском рынке максимально привлекательно, а значит, обеспечить себе высокий спрос и безусловную любовь россиян, нужно предоставить потребителю нечто настолько близкое и родное, чтобы у него и мысли не возникало поглядывать «на сторону». Речь идет об известных наименованиях, которые на протяжении многих лет считались по-настоящему русскими, но с некой оговоркой…

Покупатель в магазине
Покупатель в магазине

И, начнем, пожалуй, с вкусненького. Любимые многими вафельный торт «Причуда» и печенье «Юбилейное» долгое время выпускались силами кондитерской фабрики «Большевик», и это, в общем-то, не новость.

Вафельный торт "Причуда"
Вафельный торт "Причуда"

Однако в какой-то момент техническое оснащение предприятия начало существенно отставать от европейских аналогов, а заменить его более современным не представлялось возможным – не позволяли размеры цехов. Расположение в центре города тоже сыграло с «Большевиком» злую шутку: предприятие больше не могло производить отгрузку товара в ночное время (санитарные нормы «тихого часа»).

Здание фабрики и фирменный магазин "Большевик"
Здание фабрики и фирменный магазин "Большевик"

Все это хоть и позволяло «держать марку» и выпускать те же тортики и печенюшки, но существенно тормозило дальнейшее развитие фабрики. А «Большевику» хотелось идти в ногу со временем… Поэтому в 2007 году предприятие перешло в собственность американской компании «Kraft Foods», входящей в состав международной группы компаний «Mondelēz International».

«Kraft Foods» в составе Mondelēz International»
«Kraft Foods» в составе Mondelēz International»

И, кстати, любимец детей, «Медвежонок Барни», тоже является детищем «Kraft Foods».

"Медвежонок Барни"
"Медвежонок Барни"

«Россия – щедрая душа» - этот рекламный слоган, относящейся к продукции самарской кондитерской фабрики, знают все. Шоколад «Сударушка», «Российский», конфеты «Родные просторы» и многие другие сладости буквально сочатся не только шоколадом, но и патриотизмом.

Шоколад "Россия"
Шоколад "Россия"

И тем любопытнее является тот факт, что, хоть и позиционирует себя «Россия» как исконно отечественное предприятие, строилась она, кстати, по проекту итальянской фирмы «Карле и Монтанари». Нет, конечно же, мы не будем принижать заслуги фабрики «Россия»: в конце концов, она стала первым в СССР предприятием по производству шоколада полного цикла - от обжарки какао-бобов до выпуска готовых изделий, многие из которых, кстати, получили государственный знак качества.

Шоколадная фабрика "Россия"
Шоколадная фабрика "Россия"

Но, несмотря на это, в 1995 году контрольный пакет акций фабрики «Россия» был выкуплен швейцарской компанией «Nestle» - одного из крупнейших производителей продуктов питания в мире. Сегодня, под четким контролем «Nestle», на фабрике производится более 170 наименований шоколадной и прочей кондитерской продукции под хорошо знакомым нам брендом «Россия - щедрая душа!»

Логотип компании "Nestle"
Логотип компании "Nestle"

Любопытная история и с шоколадными конфетами «А.Коркунов», которые для многих из нас ассоциируются с приятными, вкусными и ни к чему не обязывающему презентами. История кондитерской фабрики началась в далеком уже сегодня 1997 году.

Кондитерская фабрика "А.Каркунов"
Кондитерская фабрика "А.Каркунов"

Предприятие, получившее название по имени своего основателя, Андрея Коркунова, довольно быстро обзавелось современными техническими мощностями, способными выдерживать ударные темпы работы, и, спустя 2 года с момента открытия, запустило производство шоколадной продукции под одноименным брендом.

Андрей Коркунов
Андрей Коркунов

В 2004 году фабрика освоила производство шоколадных плиток, а в 2005 году шоколадные конфеты «А. Коркунов» даже заняли первое место на выставке «Salon du Chocolat» в Париже! Подобный успех скрыть было невозможно, и тот факт, что успешной российской компанией заинтересуются заграничные инвесторы, был лишь вопросом времени.

«Salon du Chocolat» в Париже
«Salon du Chocolat» в Париже

В 2006 году Андрей Коркунов продал свою фабрику вместе с одноименным брендом американской компании «Wrigley». Предприниматель объяснил свой поступок желанием вывести собственную продукцию на международный уровень. Его план сработал, а еще через два года, в 2008, компания «Wrigley» была «поглощена» более успешным и мощным концерном «Mars».

Компания "Mars"
Компания "Mars"

Сегодня торговая марка «А.Коркунов» по-прежнему принадлежит «Mars». А не так давно компания объявила о выпуске мороженого под брендом «А.Коркунов».

Мороженое "А. Коркунов"
Мороженое "А. Коркунов"

От вкусного к полезному.

«Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…»

Кадр из мультфильма "Мойдодыр"
Кадр из мультфильма "Мойдодыр"

Детская сказка в стихах «Мойдодыр» была написана Корнеем Чуковским в 1921 году (опубликована на два года позже). И разве мог предположить Корней Иванович, что однажды персонаж его книги станет лицом целого бренда! Как вы, я думаю, уже догадались, речь идет о стиральном порошке «Миф» и обаятельном Мойдодыре, появляющимся не только из маминой из спальни, но и из маминой из ванны, и даже из маминой из кухни.

Реклама "Миф"
Реклама "Миф"

Рекламные ролики стирального порошка «Миф» кажутся чем-то по-настоящему близким, чем-то родом из детства, но и тут кроется подвох. Несмотря на то, что в качестве протагониста был выбран русский Мойдодыр, торговая марка «Миф» принадлежит американский компании «Procter & Gamble» - лидеру мирового рынка товаров бытового назначения.

Логотип компании «Procter & Gamble»
Логотип компании «Procter & Gamble»

И это тот самый случай рекламной мимикрии, когда для увеличения спроса и привлечения клиентов, компания делает свою продукцию более привлекательной за счет персонажа.

Реклама "Миф"
Реклама "Миф"

Клей «Момент» тоже родом из СССР, хотя советской разработкой не являлся. Первый продукт под этой торговой маркой был выпущен в 1979 году на Тосненском заводе бытовой химии, где специально для производства клея было закуплено специальное оборудование и приобретена лицензия западногерманской фирмы «Henkel». Клей получил название «Момент-1».

Серия клеев "Момент"
Серия клеев "Момент"

В 1991 году весь завод перешел под управление концерна «Henkel» (немцы стали обладателями крупного пакета акций), а в 1994 году завод был переименован в «Хенкель-Эра». Помимо «Момента», в России компания представлена такими брендами, как «Пемолюкс», «Пемос», «Ласка», «Дени» и многими другими.

Концерн «Henkel»
Концерн «Henkel»

Бренды «Черный жемчуг», «Сто рецептов красоты», «Лесной бальзам» и «Бархатные ручки» хорошо знакомы и любимы россиянами уже на протяжении многих лет, и, будем честными, «корни» у них все-таки российские (советские, если быть точным).

«Черный жемчуг»
«Черный жемчуг»

Компания «Калина», а именно она производит все вышеперечисленные марки, была основана в 1942 году на базе эвакуированной из Москвы фабрики «Новая Заря».

"Бархатные ручки"
"Бархатные ручки"

В 1970 году, сразу после реконструкции, она получила название Свердловская парфюмерно-косметическая фабрика «Уральские Самоцветы», а вот «Калиной» стала лишь в 1999 году. Как самостоятельное предприятие фабрика просуществовала более 10 лет, пока однажды контрольный пакет акций не оказался у англо-голландского концерна «Unilever».

Концерн «Unilever»
Концерн «Unilever»

К слову, завод, на котором производятся бренды «Черный жемчуг», «Сто рецептов красоты» и прочие, по сей день находится в Екатеринбурге.

А какие «не совсем» российские бренды известны вам?

Магазин
Магазин

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.

Увидимся на канале!