«Ничего личного, просто бизнес» ... Эту известную фразу частенько приписывают американскому гангстеру Аль-Капоне, однако сегодня речь пойдет не о мафии, а о любопытном маркетинговом ходе, который позволяет компаниям эффективно продвигать свой товар на российском рынке.
В природе есть такое явление, как мимикрия – это когда живой организм подстраивается под окружающую его среду, копируя цвет и поведение, чтобы защитить себя и выжить. В современных «каменных джунглях» тоже есть свои способы и инструменты не только для выживания, но и для продвижения товаров и услуг.
И, своего рода, мимикрия играет здесь далеко не последнюю роль. Чтобы смотреться на российском рынке максимально привлекательно, а значит, обеспечить себе высокий спрос и безусловную любовь россиян, нужно предоставить потребителю нечто настолько близкое и родное, чтобы у него и мысли не возникало поглядывать «на сторону». Речь идет об известных наименованиях, которые на протяжении многих лет считались по-настоящему русскими, но с некой оговоркой…
И, начнем, пожалуй, с вкусненького. Любимые многими вафельный торт «Причуда» и печенье «Юбилейное» долгое время выпускались силами кондитерской фабрики «Большевик», и это, в общем-то, не новость.
Однако в какой-то момент техническое оснащение предприятия начало существенно отставать от европейских аналогов, а заменить его более современным не представлялось возможным – не позволяли размеры цехов. Расположение в центре города тоже сыграло с «Большевиком» злую шутку: предприятие больше не могло производить отгрузку товара в ночное время (санитарные нормы «тихого часа»).
Все это хоть и позволяло «держать марку» и выпускать те же тортики и печенюшки, но существенно тормозило дальнейшее развитие фабрики. А «Большевику» хотелось идти в ногу со временем… Поэтому в 2007 году предприятие перешло в собственность американской компании «Kraft Foods», входящей в состав международной группы компаний «Mondelēz International».
И, кстати, любимец детей, «Медвежонок Барни», тоже является детищем «Kraft Foods».
«Россия – щедрая душа» - этот рекламный слоган, относящейся к продукции самарской кондитерской фабрики, знают все. Шоколад «Сударушка», «Российский», конфеты «Родные просторы» и многие другие сладости буквально сочатся не только шоколадом, но и патриотизмом.
И тем любопытнее является тот факт, что, хоть и позиционирует себя «Россия» как исконно отечественное предприятие, строилась она, кстати, по проекту итальянской фирмы «Карле и Монтанари». Нет, конечно же, мы не будем принижать заслуги фабрики «Россия»: в конце концов, она стала первым в СССР предприятием по производству шоколада полного цикла - от обжарки какао-бобов до выпуска готовых изделий, многие из которых, кстати, получили государственный знак качества.
Но, несмотря на это, в 1995 году контрольный пакет акций фабрики «Россия» был выкуплен швейцарской компанией «Nestle» - одного из крупнейших производителей продуктов питания в мире. Сегодня, под четким контролем «Nestle», на фабрике производится более 170 наименований шоколадной и прочей кондитерской продукции под хорошо знакомым нам брендом «Россия - щедрая душа!»
Любопытная история и с шоколадными конфетами «А.Коркунов», которые для многих из нас ассоциируются с приятными, вкусными и ни к чему не обязывающему презентами. История кондитерской фабрики началась в далеком уже сегодня 1997 году.
Предприятие, получившее название по имени своего основателя, Андрея Коркунова, довольно быстро обзавелось современными техническими мощностями, способными выдерживать ударные темпы работы, и, спустя 2 года с момента открытия, запустило производство шоколадной продукции под одноименным брендом.
В 2004 году фабрика освоила производство шоколадных плиток, а в 2005 году шоколадные конфеты «А. Коркунов» даже заняли первое место на выставке «Salon du Chocolat» в Париже! Подобный успех скрыть было невозможно, и тот факт, что успешной российской компанией заинтересуются заграничные инвесторы, был лишь вопросом времени.
В 2006 году Андрей Коркунов продал свою фабрику вместе с одноименным брендом американской компании «Wrigley». Предприниматель объяснил свой поступок желанием вывести собственную продукцию на международный уровень. Его план сработал, а еще через два года, в 2008, компания «Wrigley» была «поглощена» более успешным и мощным концерном «Mars».
Сегодня торговая марка «А.Коркунов» по-прежнему принадлежит «Mars». А не так давно компания объявила о выпуске мороженого под брендом «А.Коркунов».
От вкусного к полезному.
«Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…»
Детская сказка в стихах «Мойдодыр» была написана Корнеем Чуковским в 1921 году (опубликована на два года позже). И разве мог предположить Корней Иванович, что однажды персонаж его книги станет лицом целого бренда! Как вы, я думаю, уже догадались, речь идет о стиральном порошке «Миф» и обаятельном Мойдодыре, появляющимся не только из маминой из спальни, но и из маминой из ванны, и даже из маминой из кухни.
Рекламные ролики стирального порошка «Миф» кажутся чем-то по-настоящему близким, чем-то родом из детства, но и тут кроется подвох. Несмотря на то, что в качестве протагониста был выбран русский Мойдодыр, торговая марка «Миф» принадлежит американский компании «Procter & Gamble» - лидеру мирового рынка товаров бытового назначения.
И это тот самый случай рекламной мимикрии, когда для увеличения спроса и привлечения клиентов, компания делает свою продукцию более привлекательной за счет персонажа.
Клей «Момент» тоже родом из СССР, хотя советской разработкой не являлся. Первый продукт под этой торговой маркой был выпущен в 1979 году на Тосненском заводе бытовой химии, где специально для производства клея было закуплено специальное оборудование и приобретена лицензия западногерманской фирмы «Henkel». Клей получил название «Момент-1».
В 1991 году весь завод перешел под управление концерна «Henkel» (немцы стали обладателями крупного пакета акций), а в 1994 году завод был переименован в «Хенкель-Эра». Помимо «Момента», в России компания представлена такими брендами, как «Пемолюкс», «Пемос», «Ласка», «Дени» и многими другими.
Бренды «Черный жемчуг», «Сто рецептов красоты», «Лесной бальзам» и «Бархатные ручки» хорошо знакомы и любимы россиянами уже на протяжении многих лет, и, будем честными, «корни» у них все-таки российские (советские, если быть точным).
Компания «Калина», а именно она производит все вышеперечисленные марки, была основана в 1942 году на базе эвакуированной из Москвы фабрики «Новая Заря».
В 1970 году, сразу после реконструкции, она получила название Свердловская парфюмерно-косметическая фабрика «Уральские Самоцветы», а вот «Калиной» стала лишь в 1999 году. Как самостоятельное предприятие фабрика просуществовала более 10 лет, пока однажды контрольный пакет акций не оказался у англо-голландского концерна «Unilever».
К слову, завод, на котором производятся бренды «Черный жемчуг», «Сто рецептов красоты» и прочие, по сей день находится в Екатеринбурге.
А какие «не совсем» российские бренды известны вам?
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.
Увидимся на канале!