Найти тему
Георгий Назаренко

Рамки сферы услуг губительны для медицины

Сфера услуг - нонсенс для медицины

В сфере услуг, результат выполнения конкретной работы является тем единственным критерием, который обуславливает понятие «выполнение услуги». Степень качественности выполнения услуги можно оценивать как субъективно (заказчиком), так и объективно (проведение экспертизы независимым экспертом). Поэтому, в сфере услуг, результат – это всегда сравнение полученного материального или иного другого эффекта с неким идеалом, достижение которого желаемо и гарантировано в случае выполнения данной услуги. Если сломанный телевизор после ремонта в телеателье не будет работать; если волосы при выполнении стрижки у клиента не укоротятся; если изучающий английский язык не сможет понять и произнести ни одного слова на изучаемом языке после первого же урока; если подсудимый не получит никакой юридической помощи от присутствующего адвоката в процессе судебного заседания – то договорная предоставляемая услуга считаться выполненной быть не может и, следовательно, сколько бы исполнитель услуги ни затратил бы на ее выполнение времени, средств, труда и других активов, оснований для того, чтобы признать результат услуги, как выполненной, невозможно. Вместе с тем, абсолютно возможно составить правила, методологии, схемы и условия, при 100% выполнении которых можно гарантированно получить конечный идеальный результат оказания услуги.
Процесс оказания врачом (медиком, клиникой) лечебной помощи, с первого взгляда, тоже может казаться «оказанием услуги». Однако принципиальное отсутствие конкретного идеального гарантированного результата – получение «на выходе» здорового человека (что доступно только Богу) – не позволяет проводить результирующее сравнение, которое свидетельствовало бы о том, что какой-то другой смертный (врач или клиника), мог бы добиться лучшего результата, чем он получен в данном случае. Неприемлемо оценивать работу одного врача другим врачом (врачами) с аргументацией, содержащей отсылки ко всякого рода «стандартам» и «протоколам», поскольку ни в одном случае нельзя предоставить гарантию того, что если бы они были полностью исполнены, то «на выходе» был бы гарантированно получен конечный идеальный результат.
Все попытки социума «впихнуть» медицинскую деятельность в юридическое понятие «оказание услуг» обречены на провал, на неадекватность в оценке социумом самого понятия «врачевание» и, соответственно, к деградации медицины в России.
Немедицинский социум всегда и во все времена считал существование такого явления во взаимоотношениях между людьми, как «врачевание» одновременно жизненно необходимым и, в тоже время, предосудительным занятием. Врачебная практика, как вид экономической деятельности, расценивается социумом чуть ли ни как «наживание на людских страданиях», что требовало во все времена создание правовой и юридической защищенности медицинского сообщества от социума. Дополнительным, осложняющим взаимоотношение между социумом и врачебным сообществом фактором является невозможность оказания помощи больному человеку без нанесения ему же при этом элементов вреда. Никакое качественное выполнение услуги не предусматривает нанесения вреда получателю данной услуги, что дополнительно показывает неправомерность причисления медицинской помощи к сфере «оказания услуг».
Таким образом, если оцениваемым результатом межчеловеческого взаимодействия, называемого «врачеванием» и «оказанием медицинской помощи» конечный результат, как бы он ни был желанен - получение здорового человека – быть не может (при объективном отношении социума к этой сфере человеческой деятельности), возникает важный вопрос: А что именно является оцениваемым результатом в этой сфере взаимодействия между людьми? Что именно и каким образом социум имеет право, без уничтожения самого явления врачевания, требовать и контролировать в исполнении медицинским сообществом своих профессиональных действий? Ответы на эти вопросы очевидны: Результат работы врача – это сам процесс работы, это выполнение всех необходимых манипуляций, назначений, действий медицинского работника, направленные на достижение негарантированного максимально возможного полезного результата в деле лечения пациента. Но самое важное, это то, что социум ни при каких обстоятельствах не может требовать и контролировать исполнения ни одного этапа в действиях любого медицинского работника. Это имеет право осуществлять только само медицинское сообщество.
Но тогда у социума возникает резонный вопрос: Если социум не имеет право контролировать и оценивать действия врача, то не приведет ли бесконтрольная и неподсудная работа медицинского сообщества к злоупотреблениям? И здесь человечество сталкивается с основным, краеугольным камнем существования вообще такого явления, как врачевание. Альтернатива простая – либо социум ставит медицинское сообщество под контроль и, тем самым, лишается адекватной, развивающейся медицинской помощи вообще; либо социум бездоказательно верит медицинскому сообществу, что оно не вредит социуму, самостоятельно осуществляет контроль за работой и человеческими качествами своих членов, проводит медицинские коллегиальные расследования и изыскания во всех случаях медицинских неудач, смертей пациентов, осложнений, случаев массовых заболеваний. Между социумом и медицинским сообществом, при этом, появляется жесткая договоренность, что только медицинский совет может провести дифференциацию между врачебной халатностью и социальным противоправным действием медика. Причем, если медицинское сообщество не усматривает в действиях своего члена (медика) социальной халатности (правонарушения), а только профессиональную халатность или некомпетентность, то данный медик не подсуден социуму и будет отвечать только перед медицинским сообществом не пенитенциарным наказанием (штраф, дополнительное обучение, стажировка, приостановка лицензии-сертификата и подобные, принудительно повышающие компетенцию медика способы).
Если оказание медицинской помощи не является деятельностью по оказанию услуг, то что из себя представляет данная деятельность? Вероятнее всего, данный вид человеческой деятельности – это отдельный вид взаимодействия между людьми, не имеющий аналогов. Этот вид деятельности должен иметь собственное юридическо-финансовое определение, структуру, управление, законодательство. Причем, все функции по регулированию и управлению данным видом деятельности должны быть сосредоточены исключительно в медицинском сообществе, закрытым от каких-либо регуляций со стороны немедицинского сообщества. Собственно, к этому и пришло развитие медицины во всем мире, приведшее к возникновению полноправных медицинских профессиональных сообществ (Борды в США, на пример), которые регулируют абсолютно всю медицинскую деятельность, лицензирование, управление медицинскими коллективами и которые создают саму среду существования медицинской помощи в стране.
Любой человек, прошедший 6 летнее обучение в медицинском институте и 2 года специализации уже должен иметь право самостоятельной консультативной деятельности как частный врач и общеклинической деятельности в составе сертифицированного лечебного учреждения любой формы собственности. Дополнительное государственное лицензирование врача, имеющего диплом и сертификат, а также возможность работы врача только в найме у юридического лица в статусе учреждения здравоохранения – это излишняя преграда на доступности получения профессиональной медицинской помощи в стране. Строго говоря, врачебная специальность вообще не может быть втиснута в рамки работы по найму. Ведь что такое работа по найму? Это вид экономической деятельности, когда работодатель наделяет наемного работника обязанностью выполнить определенные функции, результат выполнения которых будет принадлежать работодателю. А результатом работы врача (медика) является сама работа, поскольку нет конечного результата, который можно было бы безболезненно забрать у исполнителя, добавить прибавочную стоимость и продать заказчику. Мастер по ремонту телевизоров, на пример, при принятии заказа на ремонт оценивает его гарантированное исполнение в определенную сумму. Руководство телеателье приплюсовывает к ней некую дельту. Полная стоимость ремонта удовлетворяет заказчика, но заплатит он ее только в случае достижения конечного результата – хорошо работающего телевизора. Если результат достигнут и произошел расчет, то удовлетворены все; и мастер, и руководство телеателье, и заказчик. В случае работы в найме врача в клинике, когда от него нельзя изъять результат его труда (ведь это сам труд, без заранее определенного объема), прибавить добавочную стоимость и продать больному человеку, который сам и является носителем предмета труда врача, возникает психолого-экономическая ситуация, которая всегда будет восприниматься врачом, как принудительное изъятие клиникой значительной части результатов его труда (экономическое рабство), а у пациента будет возникать диссонанс по причине того, что его лечит врач, а результатом его работы пользуется его работодатель, получая доход за эту работу и оплачивая врачу просто время его работы, а не сами действия врача, от которых зависит его (пациента) здоровье.
Врач – это представитель свободной профессии, он не может быть наймитом, поскольку при этом он теряет самоощущение свободы, которое является неотъемлемым составляющим его профессионализма. «Не навреди; если можешь помочь – помоги; но будь достаточен в средствах» - незыблемые каноны существования феномена врачевания в нашей цивилизации, которые в состоянии управлять и регулировать такую сложную отрасль в человеческой деятельности, как медицинская помощь.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц