Освежим в памяти события: с 14 марта 2022 года McDonald’s приостановил работу своих ресторанов в России.
Подавляющее большинство точек действительно закрылись, но, как выяснилось, далеко не все. Осталось еще около 100 заведений McDonald’s, которые в прежнем режиме продолжают принимать заказы как в зале, так и на доставку.
В чем дело?
Никакой мистики и загадки в вопросе нет: оставшиеся на рынке заведения управляются Российскими партнерами по франчайзинговой модели. А они, в свою очередь, не спешат приостанавливать свою деятельность и терять прибыль.
В процентом соотношении мы получаем примерно следующие цифры: 80% заведений под брендом McDonald’s приостановили работу, остальные 20% продолжают работу в прежнем режиме. Что примечательно, большая часть работающих заведений находится в Сибири – съесть дефицитный бургер можно в Новокузнецке, Бердске, Новосибирске, Красноярске, Кемерово, Томске и Барнауле.
Найти замену крупному мировому игроку в случае его ухода с Российского рынка будет не так уж просто. Что делает McDonalds таким «особенным» и трудно заменимым? 90 процентов сырья для гамбургеров же производят в России?
Успех американской компании кроется в сильной производственной модели и налаженной внутренней коммуникации. Когда сеть разрастается, то для поставщиков она логично становится приоритетной.
Высокий приоритет дает возможность заключать выгодные сделки, получать скидки на сырье. Соответственно, чем больше масштаб игрока, тем лучше условия по поставкам и входящим ценам он может получить. Выгодные условия и скидки на поставки сырья дают возможность McDonald’s делать низкие цены, с которыми сложно конкурировать другим компаниям.
Большая сеть при достижении серьезного оборота получает еще и возможность развития back-офиса – собственной структуры со своими стандартами. «Прокаченный» back-офис, в свою очередь, дает возможность более качественно обучать сотрудников и следить за стандартами качества. Будем честными: маленьким кафе и ресторанам намного сложнее выстраивать стандарты, следит за единым вкусом во всех точках и конкурировать с мировыми гигантами по низкому среднему чеку.
Не все придерживаются скептической позиции: по мнению мэра Москвы, Сергея Собянина, Российский общепит сможет за год заместить все 250 столичных заведений под брендом Мака. Для поддержания замещения правительство выделило около 1 миллиарда рублей для бизнеса.
Так или иначе, клиенты, которые раньше заказывали еду в McDonald’s пойдут (ну, или уже переходят) в другие рестораны быстрого питания. Кто (пусть и чисто теоретически) может занять место ушедшего (тоже теоретически) гиганта?
В начале марта появилась информация, что столичные Торговые Центры может заполонить турецкая сеть Chitir Chicken. Несмотря на то, что в России о бренде слышали единицы, компания уже зашла на европейский, азиатский и (внимание!) африканский рынок. Рекорд по количеству открытых точек, как ни странно, принадлежит Казахстану: на территории страны действует более 17 заведений турецкого бренда. Однако, закрепиться на «свободном рынке» может быть не так просто - не стоит забывать, что Burger King все еще продолжает работу на территории России и чувствует себя сейчас очень уверенно.
Ситуация, при которой в рестораны Chitir Chicken будут заглядывать только в качестве эксперимента – это вполне себе возможный исход событий. Если там, конечно, вдруг не появится лучших бургеров в России.
Один из ведущих производителей мяса в России, компания «Мираторг», запланировала расширение своих бургерных «Стейк & Бургер». На данный момент сеть включает в себя 26 ресторанов, а в скором времени планируется запуск еще 15 новых заведений в Москве, Московской области и в Брянске. Но вряд ли в этом случае можно так же говорить о полном замещении американской компании Российским фастфудом.
Еще до того, как Сергей Собянин объявил о поддержке бизнеса, рядом с закрытыми заведениями McDonald’s на Пушкинской и Белорусской появились фудтраки «Матрешка». Жителям столицы предлагали попробовать гамбургеры с оригинальным названием «Бабушкина Любовь» и «Поцелуй Брежнева». Правда, сейчас этих фудтраков на прежнем месте обнаружить не получится.
Различные варианты замещения перечислять можно еще очень долго. Некоторые считают, что пельменные и блинные – это наш ответ зарубежному фастфуду, забывая, что самые популярные блюда в нише это именно бургеры, пицца и картошка фри, и что инвесторы, как правило, выбирают только проверенные ниши, а «экспериментальные» обходят стороной.
Если уход McDonald’s все-таки будет носить перманентный характер, на основе оставленных компанией наработок (в теории) можно сделать…очень-очень похожую реплику. Используя налаженные логистические цепочки с поставщиками и кадровый потенциал McDonald’s можно создавать аналогичный продукт. Плюс, если бургерные объединятся под единый бренд и смогут сделать запросы на абсолютно новый уровень сырья и поставки, тогда занять нишу McDonald’s можно. Вопрос только в том, на какой уровень себестоимости выйдет российский фастфуд.
Сказать сейчас наверняка, вырастет ли на наших глазах новый фастфуд-гигант или рынок займут уже известные нам игроки, нельзя. В любом случае - действовать лучше начинать уже сейчас, пока «окно возможностей» не закрылось. Не стоит забывать, что McDonald’s еще не «хлопнули дверью» окончательно.
Мы прорабатывали план введения бургеров в меню, но решили отказаться от него по ряду причин. Перестройка и добавление новых позиций – это всегда вопрос длительного времени.
Необходимо было бы потратить его на разработку концепции бургеров с нуля – начиная от рецептуры, заканчивая их дизайном. Во-вторых, в сжатые сроки найти дополнительных сырьевых поставщиков и договориться на приемлемые для нас цены. В-третьих, проработать вопрос с технологической точки зрения: протестировать и закупить на всю сеть необходимое оборудование. В-четвертых, конечно же, обучить всех сотрудников на кухнях наших заведений нюансам приготовления. В-пятых, необходимо стилистически верно встроить fast food в fast casual-концепцию наших заведений.
Сделать такой объем работы в сжатые сроки качественно невозможно. А если нельзя сделать качественно – лучше не делать вообще. Репутация долго зарабатывается упорным трудом – и быстро портится поспешными решениями.