Найти в Дзене
Хочу-лечу

Шанхай, привет!

Доброе морозное утро, мой любимый мир!

Страны и континенты, мужчины и женщины, леса и поля, небо Соренто и небо Запорожья, ветер в Черкассах и ветер Дублина, морозец в Нижнем Новгороде, но сакура в Кобэ. Xin chào, ксинь тяо, любимый Ханой, чао буой сан Chào buổi sáng, Озеро возвращенного меча, саламат Ява…

нихао-нихао-нихаище!!! Шанхай!!!!

И специальное «Охайо газаймас», おはよう!

Двум старичкам, уже пережившим японский максимум продолжительности жизни, и дыму над их трубой в маленькой деревне, в долине между двух гор в префектуре Ойта на Кюсю.

Как же приятно, что есть крылья, на которых можно крутнуться вокруг шарика, раздавая объятия и поцелуи и приземлиться опять за клавиатуру, чтобы настучать Вам очередную серию Шанхайского путешествия. И как удивительно, что есть 17 моих верных читателей, которые обрадуются, я это точно знаю.

Мы в великом, нечеловечески грандиозном Шанхае .2019г, март. Вы, вместе со мной, подивились на разреженность везде от аэропорта до дорог. Поняли, что это потому, что все сделано с запасом, «на вырост». Освоились в новеньком пустом городе Оушен-Сити . Посмеялись, на тем, как долго я принюхивалась к подземке, как бы не пропасть, вздрагивала и отскакивала, прижав уши, чисто лиса-китсунэ у курятника: пахнет вкусненьким, но страаааашно, аж жуть! Наконец, я собралась с духом и с утра пораньше, взлохматив всю свою отвагу решительно выдвинулась в центр. Промчалась на поезде какие-то 100 километров и оказалась в историческом центре города, на границе прошлого и… прошлого. Да, да, не удивляйтесь. Надо знать историю Шанхая, чтобы понять, что европейская колониальная роскошь административного центра Шанхая, знаменитая набережная и оставленный для потомков исторический «китайский» квартал Наньши, их вечное противостояние, дрязги и война больших денег, наконец успокоились, впитались и осталась только великолепная, но покинутая жизнью скорлупа от огромного яйца. Древний свирепый Дракон вылупился, окреп, пыхнул пару раз и улетел в свою теперешнюю резиденцию, на Уолл-стрит.

В своих забавных заметках я никогда не претендовала на строго научный подход. Но сейчас мне не обойтись без короткой исторической справки. К моему удивлению оказалось, что Шанхай совсем не древний город. Причина этого проста. Пока Китаем не заинтересовались европейцы, Шанхай не был столь грандиозным портом, и, хотя люди здесь жили издревле, но здешние реки в своей дельте были весьма взбалмошны: то мелели, а то и вовсе убегали, прокладывая себе русло для впадения в новом месте. Великий архитектор всё никак не мог точно прицелиться и ткнуть на карте побережья флажок с надписью «Шанхай».

Взлет Шанхая похож на фейерверк, это серия ярких событий, каждое из которых было как взрыв, рассыпающийся в последующих веках мелкими звездами последствий. Звезда Шанхая стала восходить в конце XVI века. К этому времени местные правители провели гигантские мелиоративные работы, которые продолжаются и сейчас, и угомонили прыткую реку Хуанпу, которая и стала главной судоходной артерией.

В конце ХVI века в Китай прибыл миссионер иезуит Маттео Ричи, которому удалось охмурить китайского ученого и чиновника Сюй Гуанцы, чьи родовые земли находились в районе современного Шанхая. Вот это была блестящая идеологическая победа западного мира, и с тех пор эти места стали надежным оплотом католицизма в Китае. Учитывая, что иезуиты всегда были чем-то вроде тайной канцелярии и мастерами бесшумных спецопераций, удивляться не приходиться, что сюда стали подтягиваться жадные западные дельцы. Да, шёлк, да, чай, да фарфор…но, главное-опиум.

В 1842 году в разгар «опиумных» войн в Шанхай ворвался британский экспедиционный корпус. И началась «европейская» история Шанхая. Шанхай стал городом с двойным управлением. Англичане получили огромный кусок земли, который находился в абсолютно автономном английском управлении вплоть до 1941 года, постепенно объединяясь с менее сильными американской и французской концессиями. И став, в конце концов чем-то вроде острова мира и спокойствия среди бушующих волн революций и войн. Здесь нашли убежище русские беженцы от революции и немецкие евреи от холокоста. В то время как на территории китайского Шанхая резали и убивали друг друга разные китайские партии, на «европейском острове, среди волн революций» играла музыка, звучал джаз, оркестр Олега Лундстрема, например переехал именно из Шанхая в СССР в 1947 году в полном составе с женами и детьми, пели Шаляпин и Вертинский.

Когда я ходила по улицам, застроенным в стиле междувоенного ардеко и имперского барокко, по роскошным гостиницам, открытым для туристов, по джаз-клубам и читала надписи о знаменитых исполнителях, по кондитерским с разноцветными макарунами и кофейням с невиданными антикварными приспособлениями, мимо кинематографических швейцаров с бакенбардами, я потерялась во времени и пространстве, совершенно забыла, что я в Китае и поняла, почему Шанхай называют восточным Парижем.

А потом, проехав станцию до Юй Юань я попала в параллельно-китайский мир, той же эпохи: изящные многоэтажные пагоды, каменные черепичные крыши храмов, сады и водоемы, запах стихийных уличных рынков еды, неистребимый «портяночный» запах жареного тофу, целые улицы бутиков с полыхающими «китайским красным» шерстяными и шелковыми одеждами с застежками «на косую», гирлянды алых фонарей, каменные драконы охраняющие Богиню милосердия, дрейфующие в прудах лодки и лотосы, чайные домики на островах и люди со всех концов света.

И потом наступил вечер, а за ним ночь всё засияло золотом и неоном и мои агонизирующие конечности вынесли меня на набережную Бунд. Шанхай добил меня контрольным в голову, своим почти Нью-Йоркским видом на знаменитую башню Восточная жемчужина и лес хрустальных небоскрёбов, переливающихся всеми цветами спектра.

Ну что сказать… Шанхай, я влюбилась в тебя. Жди меня, я вернусь с кем-нибудь, кто разделит со мной эти сокровища.

P.S. А здесь добавочка, для тех, кто полюбил Шанхай с моих слов. Убедитесь, что мои впечатления совсем не трёп и не фантазии экзальтированной дамочки. Автор -мужчина, а впечатления очень похожи и полно любопытных подробностей о городском хозяйстве, как говорил Левша «тут надо техничски» http://navoine.info/shanghai-jazz.html