Найти тему

Как устанавливали недели Великого поста?

Оглавление

Недели Великого поста посвящены событиям и личностям совсем разных временных периодов. События Недели Ваий относятся еще ко времени жизни Иисуса Христа, а святитель Григорий Палама родился в самом конце XIII века. Некоторые дни памяти сместились другими, какие-то были установлены и не менялись с античности, а происхождение иных остается туманным. О том, как, в честь чего или кого устанавливалась память в недели Великого поста, читайте в статье.

Неделя Торжества Православия

Неделя Торжества Православия была установлена в связи с событиями Константинопольского собора 843 г., осудившего иконоборчество. После окончания собора в честь победы православных императрица Феодора устроила торжество, которое пришлось на первую неделю Великого поста. Вспоминать эти события было решено на первой неделе поста и впредь. Последование Недели Торжества Православия (Синодик) сложилось только к XI веку.

До Торжества Православия в эту неделю чтили память пророков, на что указывают тексты Постной Триоди. Часть из богослужебных гимнов, посвященных пророкам, была со временем вытеснена текстами в честь Торжества Православия.

-2

Неделя святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама жил в XIV веке. Он был прославлен в 1368 г., спустя 9 лет после смерти, а празднование его памяти на второй неделе Великого поста установлено в 1376 году. Этот день памяти святителя должен был продолжить тему побед православной веры над ересями, ведь свт. Григорий победил в многолетних полемиках против Варлаама Калабрийского, Григория Акиндина и Никифора Григора.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В эту неделю до установления памяти свт. Григория вспоминали притчу о блудном сыне, о чем говорит факт: в Постной Триоди на утрени данной недели содержится канон, посвященный этой притче. А в древних богослужебных рукописях Иерусалима на второе воскресение поста полагалось чтение самой притчи.

-4

Крестопоклонная неделя

Об истории установления крестопоклонной недели читайте в статье Исторический фон Крестопоклонной недели.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника

Нельзя точно сказать, когда Церковью был прославлен преподобный Иоанн. Но в X веке он уже почитался святым. В Синаксаре Церкви Константинопольской X в. память прп. Иоанна приходилась на 30 марта. А самые ранние известные богослужебные тексты, в которых память прп. Иоанна отмечается в четвертую неделю Великого поста, датируются XIV веком. День памяти прп. Иоанна и четвертая неделя Великого поста могут приходиться на один день. Вполне возможно, что однажды из-за этого совпадения было решено отмечать его память в четвертую неделю Великого поста.

Икона "Лествица Райская". Написана на заказ в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
Икона "Лествица Райская". Написана на заказ в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря

Неделя преподобной Марии Египетской

У преподобного Зосимы, который сподобился общения с Марией Египетской, был ученик,  ныне известный Церкви как преподобный Иоанн Лествичник. Зосима поведал о святой Марии Иоанну, и тот сделался её большим почитателем. Когда, со временем, к Иоанну также начали относиться как к  старцу, весть о святой Марии распространилась через его духовных чад.

О том, что прп. Марию вскоре начали широко почитать, говорит тот, факт, что её житие было составлено самим Патриархом Иерусалимским Софронием. При этом, прп. Мария отошла ко Господу около 522 года, а патриарх Софроний жил в 560-638 годах. Учитывая уровень развития средств коммуникаций раннего Средневековья, это — крайне малый промежуток времени для распространения почитания.

Вполне возможно, что еще в VII в. на волне общецерковного почитания прп. Марии и было решено посвятить неделю воспоминанию подвига покаяния святой подвижницы, вполне соответствующего великопостному настроению.

Но наиболее вероятно, что неделя в честь прп. Марии Египетской была установлена позднее. Ведь в церковных календарях день памяти прп. Марии Египетской впервые упоминается только в IX веке. В мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) отмечается, что “дивные деяния святой заслуживают похвалы”. Самое древнее изображение преподобной, датируемое ок. 850 г., сохранилось в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. А наиболее ранний текст богослужения в пятую неделю Великого поста в честь прп. Марии датируется XI веком.

Изображение прп. Зосимы и прп. Марии Египетской в церкви Санта-Мария-Антиква
Изображение прп. Зосимы и прп. Марии Египетской в церкви Санта-Мария-Антиква

Неделя цветоносная

Неделя цветоносная, она же — Пальмовое воскресение, она же Неделя ваий. Из Евангелия известно, что событие Входа Господня в Иерусалим произошло ровно за седмицу до Воскресения Господня. Первые упоминания праздника относятся к IV веку и встречаются у свт. Амвросия Медиоланского и свт. Епифания Кипрского. А в богослужебных книгах Пальмовое воскресение упоминается с VII века.

Джотто. Капелла Скровеньи, фреска
Джотто. Капелла Скровеньи, фреска

Неделя ваий — древнейшая из всех недель Великого поста и единственная из них, непосредственно связанная с евангельскими событиями. Вероятно, этим и обусловлено ее наиболее раннее установление.

-8

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ