Вы уже знаете, что по первому образованию я античный историк. Диссертацию я писала об истории христианства в Римской империи. Некоторые годы я посвятила археологии. И сегодня буду рекомендовать произведения, с которыми сама хорошо знакома. Но основная идея будет основываться на утверждениях современного философа Андрея Баумейстера.
Почему я решила обсудить с вами эту тему?
Мы говорили о разных излучениях и когда возможны чудеса. В продолжение этой темы и в преддверии большого праздника давайте посмотрим, как и почему сочетаются чудеса с реальностью. Потому что нами руководит не только вера, но и разум. И сознание, и подсознание - важно для жизни здесь и сейчас.
Вопрос об историчности личности Христа не вызывает ни у кого сомнений. Об этом говорят и религиозные, и нерелигиозные ученые. Но вопрос о его воскрешении до сих пор дискутируется. В то же время находится все больше и больше фактических подтверждений того, что Христос воскрес в своем человеческом облике. Многие богословы говорят об этом и как о событии веры, и как о событии их философских концепций.
Для начала важно понять, какое событие может стать историческим:
1) событие значимое. И я на разных примерах покажу значимость воскресения Христа.
2) событие истинное, т.е. подтвержденное свидетельствами - устными и письменными, археологическими
Реального подтверждения у нас нет, но мы делаем выводы на основе косвенных факторов. И даже если оно не было наблюдаемо нами, если есть ряд косвенных источников, мы можем говорить о его истинности.
В своем рассказе я буду опираться на философа Ричарда Суинберна, автора книги “Воскрешение Бога воплощенного” В ней представлены рациональные доводы воскрешения, которые в конце подтверждены математическими расчетами. Его книга - чисто аналитическое исследование.
Второе произведение, которое я рекомендую прочитать - это Николас Томас Райт “Воскресение сына Божьего”. Здесь четкая опора на античные формулировки воскрешения.
Итак, 3 главных фактора, по которым мы будем разбирать это событие:
1. контекст
2. свидетельство
3. традиция.
Начнем с контекста (где и когда)
Иудея - провинция большой империи - век Августа, самый расцвет Рима. Об этом событии начинают писать римские авторы - Порфирий, Парацельс. Пишут с возмущением: как люди, живущие на задворках нашей империи претендуют на то, что среди них родился бог, который проповедует новую религию, был распят и потом еще и воскрес на кресте! Они пишут об этом как о событии невозможном.
Давайте посмотрим так ли это?
Израиль первым начал верить в единого бога - монотеизм, очистил религию от мифологии, сказочных сюжетов и т.п. Появляется четкая монотеистическая теория. В этом контексте рождается христианство.
В это время Иудея становится ярким примером глобализма.
Иисус родился в Галилее, жил среди людей, которые говорили на разных языках. В Тиберии на тот момент были собраны все достижения античного мира - грамотно построены улицы, дома, театры. Римская империя создала первый глобальный мир, соединив свое сердце (Рим) с провинциями дорогами, по которым в дальнейшем растекутся по всей империи и всему миру христианские проповедники нового религиозного учения.
В первом веке нашей эры в Галилее совпадает множество моментов, чтобы именно там появился, был распят и воскрес Иисус Христос. Именно там существует самая продвинутая религия. Ей сопутствует строгая этика, критика античных мифов и легенд. Одновременно здесь представлены все блага античного мира: многоязычие, сочетание разных культур, письменность. Здесь живут люди, которые были реальными свидетелями событий и могли их записывать, потому что они были грамотными. Более того, они могли их тиражировать. Благодаря этому мы можем сейчас читать Евангелия- практически от лиц воочию принимавшими участие в событии Воскрешения.
У меня для вас еще много интересного. Эту тему будем продолжать и в следующих постах. Я расскажу о свидетельствах, фактах и доводах, которые подтверждают воскресение Христа.