Это имя знает каждый водитель со стажем: Сидорский Николай Васильевич! Ветерану Великой Отечественной войны 95 лет, он проживает в Саранске. С декабря 1972 года по февраль 1984 года он был начальником ГАИ Мордовии. Николая Васильевича уважали не только подчиненные ему сотрудники, но и без преувеличения – водительский состав всей Мордовии! Я уверен, что каждый мордовский водитель с приличным стажем искренне обрадуется тому, что Николай Васильевич Сидорский до сих пор не просто жив-здоров, а внимательно следит, хоть большею частью теперь по телевизору, за событиями в стране и в мире, но особенно — за новациями в сфере обеспечения дорожного движения в стране и республике.
Не поверите, за 12 лет руководящей работы он ни разу не повысил ни на кого голос! Относился и к подчиненным, и к рядовым посетителям с одинаковым уважением и душевностью: общался с простыми водителями, как с большими руководителями, имеющими властные полномочия и возможности. Это — редчайший дар, феномен Сидорского: обладая большими звездами на плечах, не оторвался от земли, от простого народа. Сейчас такое отношение к людям — редкость, к сожалению. Однако, дисциплина в ГАИ того времени была твердой, была основана прежде всего на совестливом отношении к своей профессии. Строгость в службе имела место и тогда: могли и на офицерском суде чести «пропесочить» нерадивого сотрудника за проступок. Но это было так редко, и рассматривалось по тем временам как чрезвычайное происшествие. Стоит ли удивляться, что рядовые гаишники той поры называют его до сих пор уважительно – Батей!
- В работе с сотрудниками ГАИ я старался внушить, чтобы при обращении с участниками дорожного движения, не приведи Господь, ни в коем случае не допускались грубость, высокомерие и унижение человека, - говорит сейчас Николай Васильевич. - Нареканий со стороны населения в адрес мордовской ГАИ в те годы практически не было.
Полтора метра ростом
Жизнь, к сожалению, скоротечна. На сегодняшний день Николай Васильевич – единственный из ветеранов ГАИ, кто может рассказать молодым сотрудникам госавтоавтоинспекции о Великой Отечественной войне, что называется, из первых рук. 6 ноября 1943 года Николай Сидорский, тогда семнадцатилетний паренек, в котором было полтора метра роста и сорок семь килограммов веса, был мобилизован в Красную Армию на защиту Родины. Он был зачислен в 27-й учебный автомобильный полк, который дислоцировался в поселке Измайлово Ульяновской области. Здесь он проучился до апреля 1944 года.
В апреле приехала квалификационная комиссиия из ГАИ Ульяновской области и приняла у новобранцев экзамены на шофера 3 класса, выдав соответствующее удостоверение. После чего в составе трех рот Николай Васильевич был направлен в Москву для формирования 238-го отдельного батальона. На вооружении автобата поступили тогда новейшие американские автомобили - «Студебеккеры», «Форды» и «Доджи». Учились же солдатики на наших стареньких «ГАЗ-ММ», «ЗИС-5». Пришлось рядовому Красной Армии Николаю Сидорскому приспосабливать сидения незнакомых автомобилей под свой рост, так как ноги до педалей сцепления не доставали.
Урок «географии»
В начале августа 1944 года железнодорожными эшелонами водителей доставили в расположение 2-го Украинского фронта, где в это время шли напряженные бои по окружению Ясско-Кишиневской группировки румыно-немецких войск. При разгрузке с платформы в г. Бельцы юноша получил боевое крещение: попал под интенсивную бомбежку.
Вместе с войсками 2-го Украинского фронта Николай Сидорский прошел северную часть Румынии, всю Венгрию до Будапешта, вошел в Чехословакию и в городе Трнаа, недалеко от Праги, встретил День Победы. Так что географию будущему начальнику мордовской ГАИ пришлось изучать не по книгам, а по фронтовым дорогам, нередко под бомбежками фашистов.
Но война не закончилась для Сидорского 9 мая 1945 года. Его подразделение перебросили через весь Советский Союз в Монголию, в город Чойболсан, для сражений с отборными войсками японцев. Прошли через Большой Хинган, дошли до городка Ванемяо, где и, как поется в известной песне, свой закончили поход.
Здравствуй, родное ГАИ!
В Саранске бывшего фронтовика встретили хорошо, предложили работу в ГАИ. Сидорский согласился, и с марта 1951 года по ноября 1984 года, целых 34 года честно и беззаветно отдал Николай Васильевич службе в республиканской госавтоинспекции. Повезло ему на опытных наставников: вначале это был М.П.Каплий, которого на посту начальника ГАИ позже сменил В.А.Зыбин. Хорошие, достойные были руководители. Мне, автору этих строк, повезло по жизни: был знаком и дружил с «патриархом» мордовской ГАИ, человеком энциклопедических знаний Виктором Алексеечем Зыбиным в последние годы его жизни. Таких кристально чистых, открытых, высокоэрудированных людей, любящих всем сердцем свою профессию, поверьте, очень сложно найти.
Именно Каплий и Зыбин, по мнению Н.В.Сидорского, олицетворяли нравственную силу и внутреннюю крепость госавтоинспекции, ее силу духа и воли в послевоенные годы. Таким же был и боевой товарищ - сослуживец Сидорского — участник войны Иван Петрович Рузаков, в высшей степени интеллигентнейший человек! Иван Петрович продолжительное время руководил отделением ГАИ в Саранске.
В семидесятые годы Саранск и вся Мордовия бурно развивались: строились и предприятия, и микрорайоны, и дороги. Частенько руководители мордовской ГАИ тех лет покидали стены своих рабочих кабинетов не только в целях профилактики дорожных правонарушений, но и в качестве личного образца для подчиненных: не гнушались, к примеру, садиться за руль служебных машин и работать по специальным громкоговорящим устройствам с населением: «Соблюдайте Правила дорожного движения! Будьте внимательны на дороге!» Душевно получалось, а главное — полезно!
Сейчас, когда принимаются все новые меры административного влияния на участников дорожного движения, по мнению Николая Васильевича, необходимо использовать положительный опыт ветеранов ГАИ: от этого выиграет и служба, и все мы: водители, пешеходы и пассажиры.
А как считаете вы, друзья, используется ли жизненный и служебный опыт таких ветеранов, как Николай Васильевич Сидорский, которые не допускали и малейшей грубости по отношению к сослуживцам, подчиненным? Можно ли в настоящее время быть большим начальником и не стать хамом, самодуром, сохранить высокие душевные качества по отношению к простым, рядовым труженикам. Нам очень интересно ваше мнение!..
Олег КОРЧИГАНОВ