Богдан Хмельницкий – полководец, гетман Войска Запорожского, государственный и политический деятель. Возглавил национально-освободительное движение, результатом которого было присоединение к Русскому государству Запорожской Сечи и Левобережной Украины. Но боролся ли он за свободу украинского народа, как считают некоторые украинские историки? Читайте отрывок из книги историка Дмитрия Тараторина «Хроники хаоса. Россия и Европа в XVII веке», чтобы узнать, какие цели гетман преследовал на самом деле.
«Злодей» и Ярема
Полное наименование Польско-Литовской державы — Республика Короны Польской и Великого Княжества Литовского. Король избирался сеймом, причем не из какой-то определенной династии, а из какой угодно. Главное, чтоб он был угоден рыцарству королевства. Уникальная система, казалось бы, воплощенный идеал военной демократии. Но только, казалось бы…
«Вход» в шляхетство был, разумеется, холопам заказан. А истинные воины рождались и среди них. И шли в казаки, и требовали от правителей Речи Посполитой признания их вольностей. Казаки самим фактом своего существования утверждали, что важно не то, в какой семье ты на свет появился, а то, на что ты в реальности способен и к чему готов.
Но при этом запорожцы были нужны Речи Посполитой. Во-первых, они держали оборону от крымских татар, чем снижали риски проживания в южных пределах Польско-Литовской державы. А во-вторых, казаков всегда можно было мобилизовать для какой-нибудь «внешнеполитической авантюры». Вспомним хотя бы их участие в Русской Смуте и поход Сагайдачного на помощь королевичу Владиславу во время его попытки обрести московский трон.
Поляки и казаки
Поляки действовали цинично, исходя из простой мысли, что казакам можно накануне войны пообещать признание их привилегий и тем их в поход подвигнуть, а после, глядишь, они и награбленным удовлетворятся.
Казаки требовали себе таких же вольностей, как у шляхтичей. Кроме того, не считаясь с внешнеполитическими резонами, они то и дело устраивали набеги то на крымских татар, вассалов султана, то на его молдавских подданных, то непосредственно на его владения. За эти бесчинства Высокая Порта предъявляла претензии Варшаве. Поляки ловили казаков и казнили, дабы продемонстрировать свое миролюбие туркам, но заставить запорожцев согласовывать свои действия с королевской большой политикой было абсолютно нереально.
Кроме того, казаки нередко сами чинили насилие в отношении польских помещиков и даже совершали разбойные рейды на вовсе не «украинские» территории. То есть имелся запутанный клубок противоречий. У каждой стороны была своя правда, в святости которой ни у той, ни у другой не было сомнений.
Дело еще в том, что земли Поднепровья, долгое время пребывавшие в запустении, собственно и начали активно заселяться благодаря военной активности запорожцев. Под защиту казаков сюда от «панского гнета» побежали крестьяне с Галичины и из Полесья. И когда паны явились следом, разумеется, возник конфликт.
Православие — пароль свободы
Важно понять, что он не был национальным, поскольку никакого «украинского народа» еще не сложилось. Это был конфликт православного населения вновь осваиваемых южнорусских территорий с католическим дворянством.
Православие вообще было своего рода паролем свободы. Очень характерна ситуация, спровоцировавшая пресловутую унию — подчинение части православного епископата Римской курии. Во Львове слишком большую силу взяло местное братство — объединение православных горожан. Выступая за чистоту и упорядоченность церковной жизни, они получили поддержку от Вселенского патриарха и стали на равных разговаривать с местным владыкой. Ситуация, когда «холопы им указывают», возмутила до глубины души «церковных генералов», и те, обратившись за поддержкой к королю, дали согласие на Брестскую унию с Римом 1596 года.
То есть посягательство на свободу всегда совпадало в тот период и в тех местах с посягательством на веру. А православие достаточно стремительно становилось религией низших слоев общества южных регионов Речи Посполитой. Ведь магнаты — Вишневецкие, Острожские, и иные из числа тех, что поначалу были рьяными защитниками веры предков, из карьерных (главным образом) соображений ко времени, когда разразилась «Хмельничина», все попереходили в католичество.
Интересно? Читайте книгу целиком
Например, прославленный Иеремия (Ярема) Вишневецкий был злейшим гонителем казаков. Любимым его напутствием палачу были слова: «Сделай так, чтобы они почувствовали, что умирают». При этом среди членов его рода был легендарный Дмитро (Байда) Вишневецкий, который и построил некогда замок на днепровском острове Хортица, заложив основы, собственно, Запорожской Сечи.
Бытовала легенда, что над князем Яремой из-за его отступничества тяготело проклятие матери — Раины Могилянки, известной своей пламенной верой и благотворительностью по отношению к православным обителям.
“Хмель-злодей”
Поводом (причины описаны выше) к бунту стала личная обида Хмельницкого — шляхтич Чаплиньский отнял у него хутор и увез любовницу. Помимо того, на этот момент пришелся очередной обман надежд казачества в целом. Дело в том, что все тот же издавна «повязанный» с запорожцами король Владислав собрался воевать с Турцией. И, готовясь к сей кампании, вел с «низовым товариществом» секретные переговоры, в ходе которых, судя по всему, наобещал даже больше обычного. Но сейм не дал согласия на войну. И договоренности «зависли».
О подробностях кровавой войны можно прочитать во множестве исторических трудов, а можно посмотреть фильм Ежи Гофмана «Огнем и мечом» по роману польского классика Генрика Сенкевича. Я же приведу цитату из «Еврейской энциклопедии», повествующую о тех аспектах «национально-освободительного движения», которые часто остаются за кадром:
Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой, охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок-пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25 % еврейского населения страны по максимальным оценкам; еще пять-десять тысяч бежали (или не вернулись из плена). Истребление около четверти еврейского населения страны, в которой была сосредоточена самая многочисленная и образованная община мирового еврейства, оказало глубокое влияние на еврейский мир. Раввины видели в событиях Хмельничины признаки скорого прихода Мессии. В еврейском фольклоре, литературе и историографии “Хмель-злодей” — одна из самых одиозных и зловещих фигур».
Почему же именно по отношению к евреям чинились такие исключительные зверства? Потому что они оказались в данной исторической ситуации заложниками шляхетской политики. Самим ясновельможным панам было скучно и обременительно заниматься хозяйством, и они перепоручали его евреям-арендаторам. Бытовала даже поговорка: «Каждый князь должен иметь своего Менделя». Эта ситуация во многом и обусловила вышеописанную трагедию.
Хмельницкий — борец за украинский народ?
Но сам Хмельницкий боролся, конечно, не за права и свободу «украинского народа». Украинские историки, вроде Михаила Грушевского, его даже упрекают в том, что он слишком много «хитрил и мудрил», заключая союзы то с крымцами, то с «москалями», а надо было, мол, на национальные силы опереться.
Но Хмельницкий не мыслил «национально» или «государственно», он стремился отвоевать именно для казаков право жить по-казачьи, то есть никому кроме своих «старшин» не подчиняться, податей не платить и иметь право собирать налоги с трудового населения. То есть он вовсе не стремился к отделению от Речи Посполитой. Согласно свидетельствам современников, у него был шанс опустошить Польшу и взять саму Варшаву, но он им сознательно не воспользовался, не имея в виду поначалу разрушать государство Польско-Литовское.
Он готов был и дальше служить королю своей саблей, но желал взамен признания Украины казачьей территорией. Беды и чаянья «простого люда» его не сильно волновали, почему и смотрели казаки сквозь пальцы на то, что их союзники-татары не упускали случая угнать православных поселян в полон.
Но сама логика событий, предельная ожесточенность противостояния заставили гетмана Богдана осознать, что жить в одном государстве с поляками уже вряд ли получится.
Гетман и царь
Следующий, Белоцерковский мир серьезно урезал права казацкой автономии. И менее чем через год война возобновляется. Одержана крупная победа под Батогом, но вскоре татары снова демонстрируют свою ненадежность. И Хмельницкий понимает: он не сможет ни заставить короля и шляхту принять требования казаков, ни одержать над ними решающую победу. В этой ситуации у него не было иного выхода, кроме обращения к царю Алексею Михайловичу.
Для Московского царства решение о принятии Войска Запорожского под свое покровительство было непростым. Пришлось созывать Земский собор, для того чтоб государю распределить ответственность за этот выбор, ведь он означал войну с Речью Посполитой. И решение было принято. Его убежденным сторонником был патриарх Никон.
Однако в знаменитой Переяславской Раде, якобы вынесшей всенародное решение о присоединении к Москве, участвовала «старшИна», представители нескольких казацких полков и жители Переяслава. Мещанство прочих городов к обсуждению вопроса не привлекалось, тем более крестьянство. То есть опять же казачество прежде всего решало свою задачу и рассматривало православного царя как гаранта своих вольностей. Очень быстро обнаружилось, что он таковым не является.
Читайте книгу целиком, чтобы узнать больше об истории России в хаотичном XVII веке