Источники права, иерархия нормативно-правовых актов, локальные акты
Нормы права
Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), изложенная в доступной для населения форме.
Формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются как «источники права».
Виды источников права
- обычаи делового оборота;
- нормативный правовой акт - официальный письменный документ (акт нормотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм;
- юридический прецедент;
- договор нормативного содержания;
- юридическая наука (доктрины и идеи).
Конституция РФ
Конституция РФ создает основы правового регулирования социально-экономических отношений во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере охраны здоровья.
- Ст. 7 определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, поддержку семьи, материнства и детства.
- Ст. 21 создает правовую основу формирования правоотношений в сфере охраны здоровья, основанных на гуманизме и уважении личного достоинства личности, накладывает запрет на осуществление медицинских опытов без добровольного согласия человека.
- В ст. 23, провозглашающей неприкосновенность частной жизни, право каждого на личную и семейную тайну, применительно к сфере здравоохранения заложены основы для формирования специального института врачебной тайны.
В числе важнейших прав человека не только провозглашено право на охрану здоровья каждого гражданина (ст. 41), но и гарантирована его реализация закреплением системы конкретных мер:
- финансированием программ охраны и укрепления здоровья,
- развитием государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения,
- поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья.
Значимым, в том числе для регулирования отношений в сфере здравоохранения, является положение ст. 60 о том, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это создает правовую основу для ограничения правосубъектности несовершеннолетних при решении многих вопросов, связанных с получением ими медицинской помощи и передачи ряда полномочий по защите прав и интересов детей их законным представителям.
Кодексы Российской Федерации:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,
часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,
часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ,
часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
Уголовный кодекс (УК РФ) от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ:
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
Семейный кодекс (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ – права и обязанности родителей по отношению к детям, в том числе в сфере медицинской помощи, правоспособность родителей.
Публикация: Правовая ответственность медицинских работников
Основные федеральные законы в сфере здравоохранения
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
- Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»
- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
- Федеральный закон от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»
- Федеральный закон от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
- Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Федеральный закон N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г.
«О персональных данных» - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
«О ветеранах»
Подзаконные нормативные правовые документы
Федеральный уровень
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Приказы, распоряжения, методические рекомендации министерств и ведомств РФ
Уровень субъекта Российской Федерации
- Указы главы администрации субъекта (губернатора)
- Постановления органа исполнительной власти субъекта (Правительства региона)
- Приказы, распоряжения органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта
Уровень муниципального образования
- Указы главы администрации МО
- Постановления администрации МО
- Документы органов исполнительной власти МО.
Локальные правовые акты (ЛПА)
Локальный правовой акт медицинской организации - основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления медицинской организации регулирующий отношения в рамках данной медицинской организации.
Документ медицинской организации можно рассматривать в качестве ЛПА, если он обладает следующими основными признаками:
- издается (утверждается) компетентным органом управления МО;
- принимается в определенном процедурном порядке (процесс принятия ЛПА называется правотворчеством - деятельность компетентного органа учреждения, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия ЛПА).
Процесс локального правотворчества проходит несколько стадий, среди которых выделяют следующие:
- инициативная стадия,
- подготовка проекта локального акта,
- обсуждение и согласование проекта локального акта,
- принятие и утверждение локального акта,
- введение в действие локального акта;
- документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты:
- наименование локального акта,
- дата издания,
- регистрационный номер,
- подпись уполномоченного должностного лица,
- лист согласований и т.д.;
- действует только в пределах самой организации учреждения и не может регулировать отношения, складывающиеся вне ее.
! ЛПА не могут противоречить положениям вышестоящих в иерархии документов (законов и подзаконных нормативных актов).
Порядок принятия:
- Обязательный:
федеральным законодательством устанавливается для организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение;
- Инициативный:
прямое указание в нормативном правовом акте отсутствует
Функции локального правового нормотворчества в медицинских организациях:
- достижение оптимального согласования интересов работодателя и работников в трудовом процессе (профессиональной деятельности)
- закрепление в нормативном порядке того, что должны выполнять администрация и коллектив медицинской организации по выполнению поставленных целей и задач: конкретизация, детализация, восполнение, дополнение норм права, закрепленных в законодательстве и подзаконных нормативных документах высшего порядка с учетом условий конкретной организации.
В зависимости от предмета регулируемых вопросов медицинской организации, ЛПА можно разделить на следующие группы:
- акты, обеспечивающие функционирование МО (устав, план по выполнению государственного задания по обеспечению медицинской помощи и медицинских услуг, положение по организации проведения закупок, положение о врачебной комиссии, положение о предоставлении платных медицинских услуг, инструкция по подготовке и заключению контрактов (договоров), контроля исполнения, учета и хранения, инструкция по делопроизводству медицинского учреждения и др.);
- акты, определяющие статус и функционирование структурных подразделений (положения об отделах, отделениях, их взаимодействии и др.);
- акты, регламентирующие правила по обеспечению медицинской помощи и медицинских услуг в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (приказы по прикреплению, диспансеризации, вакцинации, положение об ответственном дежурном и др.);
- акты, направленные на материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение по предоставлению медицинской помощи и медицинских услуг (положение об оплате труда и материальном стимулировании, положение об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, и иных мерах материальной поддержки работников медицинского учреждения и др.);
- акты, регламентирующие права и обязанности работников медицинского учреждения (коллективный договор, правила внутреннего распорядка, положение о защите персональных данных, положение о технике безопасности, положение о комиссии по рассмотрению споров между работниками медицинского учреждения и др.).
Правовые последствия локальных актов (внутренних документов) позволяют разделить их на группы:
- локальные акты правотворческого характера обладают теми же признаками, что и вышестоящие нормативные документы – собственно ЛПА;
- локальные акты правоприменительного характера (индивидуально-определенные акты)
- локальные акты, имеющие невысокую юридическую значимость, принимаемые в качестве средства дополнительного регулирования отношений, если эти отношения недостаточно четко, либо противоречиво и неполно отражены в правовых нормах, закрепленных в законодательстве об охране здоровья (специальном законодательстве о здравоохранении), а также в случае получения распоряжений органов управления здравоохранением, не достаточно обеспеченных нормативной основой, а также локальные акты, принятые во исполнение этой группы локальных актов.
Некоторые локальные акты, претендующие на роль нормативных, могут непосредственно не влечь правовые последствия в качестве актов вводящих новую правовую норму (например, по вопросам ограничения курения табака). Однако подобные акты, нередко дублирующие законодательство имеют равные правовые последствия!
Эти акты имеют прямое правоприменительное значение для исполнителей и участников правовых отношений, определяют сроки и условия реализации норм законодательства в пределах организации, устанавливая ответственность структурных подразделений и должностных лиц за выполнение соответствующих норм.
В этом смысле любой локальный акт, не находящийся в противоречии или конкуренции с законодательством, – это служебное поручение, сформулированное на основе общих норм об управлении организацией.