Найти в Дзене
Глаза б смотрели!

«Снимите это немедленно!»: для кого делают уродливую моду

Каждое поколение убеждалось в верности фразы «чем чуднее, тем моднее». Мы видели варёные и рваные джинсы, белую перламутровую помаду, все оттенки теней, «взрывные» начёсы и перпендикулярные чёлки. И каждый раз, когда казалось, что дно пробито, снизу стучали

И даже третью ногу дизайнеры смастерили! Хотя постойте... Фото красавца из общего доступа
И даже третью ногу дизайнеры смастерили! Хотя постойте... Фото красавца из общего доступа

Дизайнеры-модельеры – люди без стыда и совести. В интервью изображают из себя мудрых философов: «Носите, что вам идёт, в чём себя чувствуете гармонично». А сами выпускают коллекции пуховиков размеров с матрас, рубашки диких расцветок, футболки поношенного вида. Адекватный человек это сроду не купил бы, а тут ещё и ценник ломовой… Но – берут. Флагманом выступает молодёжь, потом подтягиваются «самые отсталые слои населения» - взрослые и консервативные. Ну, а почему бы и нет? Пиджак заправлять в трусы это и впрямь перебор, но вот оверсайз – в этом что-то есть. Удобно же – и не дует, и лишние кило удачно драпирует.

Наблюдая модные «патологии в динамике», можно с уверенностью сказать: рано или поздно любая идея пойдёт в массы. Помните, как нас корёжило от сочетания спортивных кроссовок с платьями и юбками? А сейчас идёт за милую душу! И мы не заметили, как через гардероб нам внедрили идею универсального гендера: коллекции для юношей и девушек различаются разве что размером.

Поговорим, что с нами вытворяют и зачем – и кто вообще носит это безобразие. А за комментариями обратимся к самому стильному мужчине России – Владу Лисовцу.

«Мода с подиума шагнула на улицы!»

Когда-то, ещё лет 30 назад, такое было возможно: коллекции именитых дизайнеров реально шли в массы. Валентино, Диор, Прада – всё это было носибельно, даже цветастый Версаче хоть и отдавал цыганщиной, но всё же это была одежда. А потом случилось то, что всегда происходит с людьми: любую идею мы доводим до абсурда. Высокая мода превратилась в шоу, и чем скандальнее, чем неприменимей в жизни модели, тем лучше. Тенденции подиумов вообще перестали перекликаться с прет-а-порте, готовым платьем. На показах модели выхаживали в пирамидах на голове и перьях, а в магазинах на вешалках который год серенькие джинсики и невзрачные футболочки.

Тем не менее, у брендоманов нет поводов для жалоб. Мода это бизнес, и когда нет идей на продажу, то торгуют именем. Слово мэтру Лисовцу: «Зависимость от брендов существует, и вы ничего с этим не сделаете. Самые продаваемые вещи, коммерческие, попсовые – это рюкзаки и кеды. Без какого-либо творчества! Я всё время подчёркиваю: на подиуме мы видим очень крутую, яркую одежду, шоу – это действительно модно и стильно. В массу поступает футболка с лого, кеды с лого и рюкзак с лого. Понятные вещи, которые легче всего продаются. Поэтому если человек хочет быть зависимым, он зависит и от диктовок от общества – и от бренда. Чтобы понравиться, чтобы сказали: «О, Баленсиага! Молодец…» Противостоять диктату моды сложно, это жесточайший бизнес: новые коллекции должны продаваться. Бизнесменам от моды необходимо, чтобы вы купили ещё одни кроссовки, потратив деньги… Но не всё так плохо, с другой стороны – это же весело. Представьте, если бы вы всю жизнь ходили в одной и той же обуви. Мода поменялась – и ты поменялся. Смотришь на себя – и ты всё время разный. Короче: это нормально. А вот когда человек говорит: «Всё, я не могу выйти без именной сумки, это психиатрия».

Нормкор: начали за здравие, кончили за упокой

Больше десятилетия с конца девяностых мы объедались гламуром. Стразы, каблуки, вырезы – «чтоб на вылом глаз». Понятно, что маятник должен был качнуться в другую сторону, и качнулся. Ответом стал «нормкор» - от слияния двух английских слов «норма» и хардкор, один из вариантов перевода звучит как «жёсткий стиль». Те, кто устал от моды, выбирали нарочито простую одежду, даже слегка небрежную.

И всё шло нормально, пока за дело не взялись дельцы от модной индустрии. Как помним, их хлебом не корми, дай любую идею довести до абсурда. Нормкор какое-то время держался, а потом пошло-поехало. Родились нелепые фасоны, кричащие аксессуары, короче, «пропал калабуховский дом». Поклонники нормкора из протеста хотели отличаться от почитателей гламура – но и это им не дали сделать.

По мнению модного эксперта Лисовца, выход всё же есть: «Когда человек достигает благополучия – финансового, социального, личного, - он перестаёт одеваться вычурно, напоказ. Кеды, майка, джинсы – но всё именное. Но подчеркну: я говорю о людях, которые разбогатели благодаря удачно проданной идее. Они что-то придумали, изобрели. Все остальные, которые и пришли к славе благодаря «блёсткам», так же в этом и остались. Но если говорить о первой категории – успешные умники, то выбор простого стиля – норма, потому что такие люди – вообще не про это. Возьмём талантливых актёров, все очень просто одеваются, без китча. Они могут устроить феерию, и это действительно будет круто. Но изначально они не принадлежали к миру роскоши, их стихия – творчество. А какая-то актриса, которая плохо играет, куда чаще мелькает в светской хронике, в дизайнерских вещах – у неё на это есть время. И это тоже нормально: если хочешь сам стать брендом, сначала ты должен задействовать чужие имена, чужие бренды».

Шанхайские барсы, мексиканский тушкан

Уродливая или как минимум спорная мода – не новинка, это было всегда. Вспомните персонажа книг Ильфа и Петрова: под причитание «это последний писк» можно было всучить моднице и банальное чайное ситечко.

Хорошо, если мода была лишь нелепой, но ведь бывала и опасной! Вспомните, как дамы мучились в тугих корсетах – переломанные рёбра, обмороки от асфиксии. А в начале XX столетия в моду вошли очень узкие юбки: длинный подол перевязывался на уровне колен, так что ходить было невозможно, только семенить мелкими шажками. А ещё раньше жертвы приносил сильный пол – по милости жёсткого съёмного воротничка, который прозвали убийцей. Было несколько смертельных случаев: джентльмены, задремав одетыми, уже не просыпались из-за объятий тугого аксессуара…

Или вспомним кринолины платьев – пышные каркасы из льна или хлопка. Мода на них захлестнула Англию в 1850-1860гг. Смотрелось безусловно эффектно – тонкий девичий стан и воздушная юбка. Да вот незадача: в Британии всегда было не очень с центральным отоплением, спасались каминами. Озябшие красавицы часто слишком близко подходили к огню, а кринолин, напомним, был из натуральных легковоспламеняющихся материалов. Всего одно десятилетие моды на кринолин обошлось в жизни 3000 женщин…

На нашу долю, к счастью, такого безумства не выпало. Разве что есть претензии к мини и моде на девичьи обнажённые животики с пирсингом в пупке: барышни щеголяли так и в холодное время года, рискуя здоровьем. Потом тренд спустился ниже, на лодыжки: молодёжь повадилась подворачивать джинсы. И мы насмотрелись на красные, явно замёрзшие щиколотки жертв моды.

Стоит различать понятия «уродливая мода» и «уродливая одежда». Первое это фасоны и дизайны, которые не выглядят эстетично. А второе – просто плохо скроенная одежда. Однако всё зависит от харизмы и даже настроения. Если нет внутреннего куража, то не спасёт и супер-обновка. Неуверенность, подавленность считываются по потухшему взгляду, сутулой осанке. Недаром Ив Сен Лоран говорил: «Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь чёрный свитер, чёрную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит».

«Кто это наденет?»

В одной социальной сети есть популярное сообщество «Отказала модная железа». Автор проекта – психолог Алла Корж, которая находит дорогие нелепые модные новинки и выставляет на всеобщее обозрение. Цель проста – показать абсурдность и идеи, и дикой цены. Мини-сумки, вульгарные сочетания, некрасивые неудобные ремни – там найдётся всё. Но вопреки ожиданиям, «коллекция» обычно не вызывает отторжение и гнев, максимум шутки. По словам автора проекта, и на этот «цирковой реквизит» находятся покупатели. Отвращение у людей обычно вызывают потенциально опасные, угрожающие объекты. В мире моды их достаточно: имитация крови на ткани, обувь с моделированием каблука из человеческой плоти, даже безобидная стилизация в виде татуировок на прозрачном материале. Вот они могут провоцировать неприятные ощущения. А выбор необычных, но явно безопасных предметов одежды может в силу своей неожиданности вызывать улыбку. К тому же на восприятие влияет и наше окружение — то, от чего будет хохотать житель небольшого города, воспринимается в столице как обыденность. Видали и не такое.

И всё же кто выбирает одежду спорного дизайна? Те, кому скучно, кто хочет выделиться, принадлежать к касте избранных, например, людей творческих. Ну же, маэстро Лисовец, подтвердите: «То, как человек одевается, отражает то, как он думает. Это вообще сигнал всему миру. Самое главное – подача себя. Многие мои знакомые и я в том числе себя несут – чуть-чуть павлинья подача, ровная спина, яркость. А людей унижает это. Всё это идёт от комплексов, когда в душу было мало вложено, личность не получила развития. Ни в одном правительстве мы не найдём модного и стильного – политик должен быть отражением страны. Никогда не проголосуют за человека, который слишком раскован, свободен – это внушает опасность. К сожалению, самый популярный мужской типаж в России – брутал. Который вынужден демонстрировать силу, иначе его не будут уважать. Кстати, и одеваться он должен согласно ожиданиям общества – консервативно, скучно и дорого».