Доброго дня. Продолжаем цикл статей по трансакционному анализу нашей личности. Чтобы лучше понимать о чём будет идти речь в данной статье стоит прочитать первую заметку, хотя это вовсе не обязательно.
Для тех, кого заинтересовала данная тема, рекомендую прочитать книгу Эрика Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".
Итак, приступим.
Состояния Я.
Для начала рассмотрим более академический взгляд на структурный анализ и трансакционный анализ, а потом уже посмотрим, что эти понятия представляют из себя на более бытовом уровне понимания.
В терминах психологии состояние Я можно описать феноменологически как связанную системы чувств, а операционально - как связанную систему образцов поведения.
Определённому набору чувств соответствует столь же определённый набор образцов поведения. Состояние Я или эго-стостояние это не роль, а психологическая реальность.
Набор этих состояний можно распределить так:
- Родитель - Состояния Я, сходные с образами родителей.
- Взрослый - Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности.
- Ребёнок - Состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.
Разберём подробнее, что представляет из себя каждое состояние:
Родитель.
Существует две формы родителя, прямая и косвенная: как активное состояние Я и как влияние. Первое - это когда человек поступает также как поступили бы его родители. Когда Родитель осуществляет косвенное влияние, человек поступает так, как ожидали от него родители. В одном случае человек сам становится как бы своим родителем, а во втором - приспосабливается к их требованиям.
У Родителя две основных функции, во-первых, он позволяет взрослому человеку вести себя как родитель по отношению к собственным детям, а во-вторых, Родитель делает многие реакции автоматическими, что сберегает энергию и время. Многое делается так, "потому что так принято". И это освобождает Взрослого от необходимости принимать тривиальные решения, так что он может посвятить себя другим, более важным делам, оставив рутинные проблемы Родителю.
Ребёнок.
Ребёнок также существует в двух формах: как приспособившийся Ребёнок и как естественный Ребёнок. Приспособившийся Ребёнок меняет своё поведение под Родительским влиянием. Влияние Родителя является причиной, в то время как приспособившийся Ребёнок - следствием. Естественный ребёнок выражает себя спонтанно: например, непослушанием или творчеством.
Ребёнок является источником интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости.
Взрослый.
Взрослый необходим для выживания. Он обрабатывает данные и оценивает вероятности, что очень важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Ещё одна обязанность Взрослого - регулировать деятельность Родителя и Ребёнка и выступать объективным посредником между ними.
- Э.Берн "Игры, в которые играют люди", Часть 1, Глава 1 "Структурный анализ"
Эго-состояния.
А теперь попробуем взглянуть на все эти понятия более простым взглядом и опишем их более "житейским" языком.
Согласно трансакционному анализу каждый из нас может находиться в одном из трёх состояний Я или эго-состояний:
- Взрослый
- Родитель
- Ребёнок
Взрослый - это та наша часть, которая отвечает за взвешенные и рассчитанные решения, выполняет работу, т.е. процедуры. Это состояние ищет и создаёт комфортные условия для жизни, отвечает за заработок, формальные отношения, дисциплину и порядок.
Родитель - это отражения наших родителей в нас самих. Выполняет рядовые задачи на автомате, то есть по заранее подготовленным схемам. Цель Родителя - снять лишнюю нагрузку со Взрослого в рутинных и обыденных делах. Формируется в период с 2 до 7 лет, но может осознанно меняться. Родитель - это голос "общества" внутри нас, который оценивает поступки окружающих и говорит им что приемлемо, а что нет.
Ребёнок - это творчество, интуиция, капризы и радости, наши страхи. Это наши "хотелки", хулиганства, озорные шалости. Это процесс создания и творчества. Именно наш Ребёнок выбирает спутника жизни и друзей, основываясь на внутренней интуиции. Внутри состояния Ребёнка можно обнаружить его вложенное подсостояние: Взрослого внутри Ребёнка. Его называют Профессор, потому что из-за интуиции Ребёнка и осознанности Взрослого он очень проницательно понимает себя и всех окружающих. Профессор с самого раннего возраста выполняет задачу, он должен добиваться того, чтобы мама была довольна, оставалась с ним и защищала его.
В нормальных условиях и Родитель и Ребёнок матери (для сыновей) и отца (для дочерей) любят своих детей. Поэтому её/его улыбка означает, что ребёнком довольны оба состояния. В других случаях Родитель матери улыбается малышу, потому что так положено, но её Ребёнок сердится на него, к примеру, из-за успеха. Малыш может добиться улыбки Ребёнка матери, но тогда его поведение не одобрит Родитель. Например, демонстрируя, что он "плохой" он вызовет улыбку Ребёнка матери, потому что доказал: у него "не всё в порядке", и это нравится Ребёнку матери.
Родитель подслащает пилюлю общими фразами, Взрослый всё раскрывает точными фактами, а Ребёнок произносит непристойности.
Эту и другие заметки можно также найти в Телеграм-канале https://t.me/life_you_live
#отношения #жизнь #мир #счастье #психология #психология жизни #время #наука #философия #книги