Найти тему
Мысли инженера

Антикризисный план для АВТОВАЗа _1: короткая перспектива

Двигатель ВАЗ 21182. Фото взято из официальных источников
Двигатель ВАЗ 21182. Фото взято из официальных источников

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Как и обещал, перейду к более конкретным соображениям, предложениям по достижению нашим до боли родным Автовазом близости к чаяниям обычных российских автомобилистов.

Может статься так, что в связи с последними событиями в мире, если у руководства страны хватит политической воли, это предприятие станет независимым от "варягов" из renault-nissan. Например, Ростех выкупит у взбрыкнувших "хозяев" их пакет акций, или просто, назло западному миру, завод будет национализирован со всеми потрохами.

В таком случае, на Автовазе остаётся шанс сохранить свою конструкторскую школу и компетенции. Дальше, нужно попадать в государственную программу развития автомобильной промышленности

После принятия этих решений, можно говорить о долгосрочной конструктивной работе, направленной в русло восстановления компетенций, удовлетворения реальных запросов населения и государства.

Срочные организационные меры

В первую очередь, должен быть создан план долгосрочного развития, предусматривающий

  1. Подробные проекты по разработке, испытаниям и выпуску на рынок большого количества новых моделей отечественных авто;
  2. Реформирования конструкторских и технологических служб. Многие проекты нужно будет осваивать параллельно, одни подразделения должны будут использовать наработки других. Везде должен быть принцип модульной и гибкой архитектуры.
  3. Чёткую маркетинговую политику и долгосрочные цели бренда в целом (позже объясню подробнее).
  4. Дорожную карту инвестиций и выходных результатов на разных этапах реализации плана.

Во-вторых, нужно привлечь на должности руководителей проектов ответственных и заинтересованных в идее вывода предприятия на новый уровень людей. Эти люди должны быть выходцами "снизу" - теми, кто имеет большой опыт работы с автомобилями непосредственно, теми, кто любит и умеет ездить, теми, для кого автомобили - это их жизнь.

У нас много (только зайти на Драйв2 и посмотреть, какие проекты люди создают в своих мастерских!) действительно талантливых и технически грамотных людей, горящих своим делом!

Этих людей нужно, естественно, материально заинтересовать в результате своей работы - KPI должен действовать во всей структуре предприятия, от самого низа до самого верха.

В третьих, нужно по максимуму использовать поддержку государством отечественного автопроизводителя - именно отечественного, с отечественной разработкой, комплектующими и т.п. Для этого можно ввести систему льгот для покупки автомобилей ВАЗ - например - разрешить тратить на них маткапитал, получать налоговый вычет, расширить условия программы льготного кредитования, дать возможность людям комбинировать эти возможности. Дополнительно можно простимулировать замену находящегося в употреблении устаревшего автопарка, не оборудованного, например, системами впрыска топлива и нейтрализаторами - этим государство сделает для экологии и безопасности гораздо, гораздо больше, чем введением никому реально ненужных норм токсичности Евро-6 для новых авто.

И да, я считаю, что удаление нейтрализаторов, если те предусмотрены конструкцией авто, должно быть уголовно наказуемо.

В четвёртых, максимально важно пересаживать на отечественные авто госслужбы, чиновников всех уровней и мастей, автопарки, зависящие от государства. Таким образом, да ещё при исключении из всей этой схемы коррупционной составляющей, выиграют все - завод будет обеспечен значительным уровнем заказов, а государство сможет по себестоимости (завод-то национализирован!), сэкономив средства налогоплательщиков, решать вопросы оснащения своих служб.

И наконец, в рамках работы по импортозамещению, необходимо будет создать вертикально интегрированную структуру поставщиков, которые бы занимались производством абсолютно всех компонентов, необходимых для производства. Наибольшую сложность здесь представляют, конечно, средства производства навроде роботов-сварщиков, прецизионных металлообрабатывающих постов, производства чипов и т.д. Это будет долгий и болезненный процесс, например, как человек,работающий в сфере холодильной техники, могу сказать, что в РФ не производится ничего из холодильных комплектующих! Ни компрессоров, ни вентилей, ни даже ширпотребной медной трубы. Поэтому, на первых порах придётся частично ставить китайские комплектующие, возможно выпускать автомобили с минимумом электроники вроде АБС и подушек безопасности... Но что делать, на войне как на войне. Зная, какую продукцию делают наши предприятия ВПК (об этом расскажу как-нибудь в другой раз), и как у нас в стране создают достаточно продвинутые системы тяговых электроприводов (сам видел, тоже расскажу), верю в то, что в перспективе 3-5 лет основные вопросы в этой сфере вполне можно решить и перейти на реальное импортозамещение!

Кто-то скажет, что, мол, зачем разрабатывать свой блок ABS или датчик кислорода, если всё можно сейчас купить. А то, что вы там разработаете, будет на годы отставать от ведущих мировых образцов.

Всё так, но, во-первых, последние события показали, насколько уязвимыми это делает всех нас, а во-вторых, последние образцы высокотехнологичных комплектующих, зачастую, сделаны необслуживаемыми, максимально упрощёнными, "пластмассовыми" и одноразовыми. Так ли это хорошо? Вопрос требует индивидуального решения в каждом конкретном случае, здесь нет однозначного универсального ответа, "чёрного" и "белого" вариантов. В любом случае, у нас будет свой путь и выбор. Можно будет даже вернуть 90-е в хорошем смысле этого слова, когда автомобиль мог иметь ресурс в миллионы километров и передаваться детям по наследству во вполне неплохом состоянии. А там, глядишь, найдётся и за рубежом спрос на такой подход к созданию авто. На пространстве небогатого СНГ так точно - не до модных айдрайвов и ассистентов нам, ездило бы и не ломалось.

Только очень важно не упустить из виду качество этих самых комплектующих. По крайней мере, тех, что ставятся с завода.

Очень важно, чтобы во главе всех этих предприятий, стояли люди, реально заинтересованные в своём деле, осознающие, что их труды куют свободу и независимость нашей Родины. Кадры решают всё.

И, конечно же, здесь никуда не деться от искоренения коррупционной составляющей во власти и на местах, от проведения последовательной чистки рядов.

Напоследок, затрону ещё вот какой вопрос.

Развитая сеть диллерских центров - это, конечно, хорошо. Но как часто вы едете в автосалон за новой машиной? Многие наши соотечественники - никогда в жизни. А при должном подходе, не будет необходимости в особом оборудовании и инструменте и для замены, например, аккумулятора или ремня грм, вынуждающего ехать к официалам на поклон. В конце концов, существует практика авторизованных сервисных центров.

Может, пора Автовазу перестать кормить диллеров? Это тех, которые предлагают вам бесплатное такси или кофе, а взамен втихую меняют исправные детали на исправные, устанавливают конские расценки, устанавливают коврики и сигнализацию за 100 000 рублей, и плюс к тому, имеют официальную маржу с продажи, дурацкие "стандарты вежливого обслуживания" с натянутыми улыбками и армию скучающих менеджеров.

Может, заводу достаточно открыть 6-8 больших центров продаж и обслуживания своей техники по стране, но в которых работали бы именно представители завода, были бы большие склады, грамотные специалисты, тут же собиралась бы обратная связь от клиентов (в нормальной форме, а то так, как сейчас - просто смех) и представлен весь ряд версий и модификаций, коих должно быть много? Я бы за таким съездил, например, в Самару или Москву, вот честно, не переломился бы! И не нужно бы мне было бесплатное кофе или зеркальный потолок на ресепшне. Мне нужна бы была моя машина в нужной комплектации без лишних накруток, прозрачная гарантия и подробные грамотные консультации по автомобилю. Со всем этим у диллеров сейчас туго. Двух слов связать не могут.

А остальное, можно и отдать на откуп авторизованным сервисным центрам.

Спасибо за внимание. Наболело. Опять не про технику, к сожалению, но в следующий раз уж такого не допущу.