Найти тему

Город пламени, ковров и граната. Часть 12

Баку - один из самых поразительных примеров, как столицы бывших советских республик могут преобразиться за годы самостоятельности и при этом не растерять своего яркого восточного колорита

Центр Гейдара Алиева
Центр Гейдара Алиева

Не пытайтесь обойти его за 15 минут, как планируют те, кто приехал в Баку на пару дней и стремится оббежать всё и сразу. Приготовьтесь, что минут сорок вы будете заворожённо рассматривать центр Гейдара Алиева со всех сторон. И снова возвращаться в то место, где одна сторона переходит в другую, и не понимать, в какой момент фасад из формы причудливой ракушки превращается в дамскую шляпку, а затем в улитку, а потом вообще во что-то космически-непонятное.

Автор центра Гейдара Алиева - яркая представительница деконструктивизма Заха Хадид. Она ирано-британка, и это уже некий деконструктивизм: как арабскую женщину, рождённую в середине прошлого века, не отдали замуж лет эдак в 15, а дали выучиться и сделать умопомрачительную карьеру, став "королевой кривой", как назвал её The Guardian. Впрочем, девочке повезло: мать Захи Хадид, удостоившейся Притцкеровской премии - своего рода Нобелевской награды среди архитекторов, сама была художницей, а отец придерживался европейских ценностей.

Самые известные творения Захи Хадид - Центр водных видов спорта для Олимпиады в Лондоне, здание Большого исторического музея университета в Мичигане и оперный театр в китайском Гуанчжоу.

Был в творческой биографии Захи Хадид и российский след: в Питере ей вручили Притцкеровскую премию, она читала лекции в Московском доме архитектора, стала автором нескольких бизнес-центров в Москве и построила дом на Рублёвке бизнесмену Владиславу Доронину - тому самому, который четыре года встречался с Наоми Кемпбел. В 2015-м Захи Хадид не стало, но мощное архитектурное бюро, созданное ею, воплощает идеи даже после её смерти - например, всё ещё строится стадион Аль-Вакра в Катаре, где пройдёт чемпионат мира по футболу-2022.

-2

"Посажен" центр Гейдара Алиева на возвышенности площадью 16 гектаров: ровная газонная травка, на ней сидят и лежат родители, пока их дети стараются вскарабкаться как можно выше по покатой крыше, начинающейся прямо с земли, и съехать с неё, как с горки, пока не видит охрана. Фотовыставки, арт-объекты, фонтаны, скамейки и потрясающий вид на Баку, включая жилые высотки, глядя на которые, думаешь исключительно: "Ну почему у нас строят такие убогие многоэтажки? Неужели нельзя вот так же?"

Входной билет в центр Гейдара Алиева для иностранцев стоит 15 манат - почти 600 рублей. При том, что для "своих" и детей он дешевле одного маната, который оценивают сегодня в 38 рублей. Но внутри сказка продолжается - в самой архитектуре, столь же плавной внутри, как снаружи. Наполнение на этом фоне, скажу честно, немного меркнет - экспозиция кукол, предметов быта азербайджанцев, музыкальные инструменты, каждый из которых, благодаря компьютерным технологиям, можно послушать, и прочие онлайн-устройства, рассказывающие об истории и современности Азербайджана. Впечатляет, но… дороговато за 600-то рублей.

-3

Для закольцовки всего, что связано с именем Гейдара Алиева, иду на Аллею почётного захоронения. По соседству с некрополем офисы госохраны и КГБ - и это понятно, в 500 метрах Нагорный парк, Пламенные башни и здание правительства республики. Пока муж готовит фотокамеру, чувствую себя жутковато под строгим взглядом офицера с ружьём. Наконец, вхожу в некрополь.

-4

На одной из могил - кажется, известнейшего врача - сидит согбенный старик, черты его лица схожи с чертами портрета на шикарном надгробии. "Сын!" - говорит старик, поправляя цветы на могиле. В голосе горечь и гордость.

Могила Муслима Магомаева
Могила Муслима Магомаева

Много цветов у могилы Муслима Магомаева, застывшего в артистической позе. Если бы не надгробия, можно подумать, что ты в парке: тишина, покой, птички, аккуратная зелень газонов…

Могилы родственников Гейдара Алиева
Могилы родственников Гейдара Алиева

Целая аллея могил семейства Алиевых - мать нынешнего президента, прочие родственники.

Огромное поле, на нём памятник Гейдару Алиеву в обрамлении зелени газона. Всё строго, скромно, но оттого не менее величественно. Задаёшься вопросом: к чему столько места? И тут же находишь ответ: к сожалению, люди смертны - даже президенты, их сыновья и дочери, которым также потребуется погост рядом с отцом.

Продолжение следует...

Автор: Рита Давлетшина

Фото: Евгений Рухмалёв

По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 26 февраля 2020 года года