Всем привет! Сегодня на обсуждение выношу последнее (во всех смыслах этого слова) изданное в России творение великого и могучего мастера ужасов: после слов Кинга о том, что он, в свете последних геополитических событий, прекращает сотрудничество с российскими издательствами, сборник новелл "Будет кровь" действительно может оказаться последней из новинок маэстро, добравшихся до российских книжных прилавков. Что для многочисленной армии поклонников Кинга в нашей стране станет потерей потерь. Поклонники "высокой" литературы могут сколько угодно обвинять Кинга в графоманстве, а вследствие этого, в череде самоповторов и второсортности языка (как человек, прочитавший у автора более десятка книг, скажу, что главное попасть на хорошего переводчика), но у Кинга не отнять одного- его следования традициям, им самим заложенным. Одной из них является периодический выпуск сборника, неизменно состоящего из четырех повестей, с которым читатель получает как бы четыре книги в одной, каждая из которых погружает его в неповторимую и мистическую атмосферу автора.
Повесть № 1 "Телефон мистера Харригана"(+++)
рассказывает историю Крейга- мальчишки, живущего с отцом в захолустном американском городке. Помимо ежедневной рутины, характерной для каждого подростка, Крейг за пять долларов в неделю читает книги местному миллионеру, мистеру Харригану. В качестве бонуса мальчик четыре раза в год получает от старика билеты долларовой лотереи, и однажды срывает джек пот в виде трех тысяч долларов. Решив отблагодарить благодетеля, Крейг покупает ему сотовый телефон, еще даже не представляя, что это событие нарушит привычный мир их обоих... Прекрасная история, одновременно трогательная и страшная, при чём страшная именно по - кинговски, как умеет, пожалуй, только маэстро- дозированной подачей липкого страха. При желании можно увидеть тонкий оммаж эпизодам из книги "Оно", но повести это нисколько не портит.
Повесть № 2 "Жизнь Чака"(++)
Повесть - обманка, поначалу маскирующаяся под банальное предапокалиптическое фэнтези, оборачивающаяся на самом деле тонкой и душераздирающей философской притчей о ценности жизни отдельно взятого человека в масштабах громадной Вселенной. Пространственно- временной континуум намеренно нарушен автором, и читатель как бы просматривает жизнь героя задом наперёд, оценивая каждое новое ее падение и взлёт. Как говорит сам Кинг : "Я всегда уверен, что каждый из нас - от особ королевских кровей до мойщиков посуды в сетевых кафе и горничных в придорожных мотелях- заключает в себе целый мир" (с)
Повесть № 3 "Будет кровь"(-)
Заглавная и самая объёмная повесть сборника, являющаяся логическим продолжением цикла "Мистер Мерседес" и "Чужак". Знакомый нам по этим романам частный детектив Холли Гибни занимается рутинным исчезновением пропавшей собаки, когда узнаёт о взрыве в средней школе, повлекшем за собой многочисленные человеческие жертвы. Опыт предыдущих встреч Холли со злом подсказывает ей, что с репортёром, первым прибывшим на место преступления, что-то не так- он, словно "Чужак", подпитывающийся энергией от людских страданий и боли. По мне, повесть вышла немного затянутой и потеряла в динамике за счёт многочисленных флэшбэков и отсылок к вышеупомянутым "Мистеру Мерседесу" и "Чужаку", и даже динамичной и напряжённой концовке сне удается перекрыть все шероховатости.
Повесть № 4 "Крыса"(+)
Главный герой финальной новеллы Дрю Ларсен - университетский профессор литературы, всю жизнь вынашивавший идею масштабного романа. Когда Дрю понимает, что его время пришло, он уезжает в летний домик своего отца, расположенный в страшной глуши. Именно здесь профессор поймёт, что за мечты приходится платить. И цена порой бывает слишком высока.... Необычная история, похожая то ли на страшную готическую сказку, то ли на писательскую рефлексию о собственном предназначении, но от меня ей однозначный плюс.
В итоге, по количеству выданных мной каждой повести преференций в виде знаков "+" и "-", вы видите, что сборник вышел не совсем однородным- какие-то новеллы читаются на одном дыхании, какие-то, напротив, даются читателю с боем. Уточню, это сугубо моё личное мнение, и я его никому не навязываю- может быть кому-то понравилась заглавная повесть цикла (как и самому автору, кстати, подчёркивающему, что Холли- его любимая героиня, и хотя в "Мистере Мерседесе" она должна была сыграть исключительно роль статиста, появляется уже в третьем произведении). В общем и в целом же, это тот же старый "добрый" Кинг, с лишь ему присущей стилистикой и мрачной атмосферой саспенса, точно не разочарующий своих преданных читателей. Жаль только, что число преданных читателей со временем может сократиться в несколько раз...