Вот и прошёл уже тот волнительный день, когда начинается приём подачи заявлений в школу. Родители уже четко осознали - в жизни их драгоценных чад начинается новый этап. Ну и конечно же начали этих самых чад к новому этапу готовить ещё интенсивнее (будто пытаясь в краткий срок объять необъятное). И только в жизни самих чад пока еще ничего не изменилось. Впереди у них лето, полное приключений: жара, солнце, ветер, велосипеды, ролики, самокаты, реки, озёра, моря... Одним словом, учеба в детские головы не помещается. И новый школьный этап в жизни пока не осознается, а учиться НАДО. Читать надо. Понемногу.
И вот вопрос: как учиться и что читать?
Начну с самого обучения чтению. И даже очень издалека - со знакомства с буквами. Читать в нашей семье учится уже второй ребенок. И если со старшим сыном мы мучили букварь Жуковой (или вернее он мучил нас), то с пятилетним средним сыном уже учимся легко и с удовольствием, отложив Жукову с её гениальным пособием подальше.
Букварь Жуковой.
Напишу сразу, об какие моменты мы в букваре Жуковой спотыкались, чтобы вам, дорогой читатель, стало понятнее, от чего мы ушли и с чего начинали.
- Самое первое неудобство состояло в том, что сначала автор предложила знакомство с гласными. А гласные в одиночку без согласных в слова не складывались. И ребенок вынужден был читать бессмысленные сочетания звуков типа " ао, уы" и так далее.
- Однако и с появлением согласных легче не стало. В начале урока сына как и прежде ждали слоги. И мы опять продирались через "кру, злы, тра" и прочие бессмысленные звукосочетания.
- После чтения слогов предлагалось прочесть слова, разделенные на слоги чертой. Ура! Слова! Наконец хоть какой-то смысл! Но смысла в словах оказалось не больше, чем в слогах. Например, слово СКА-КАЛ-КА ребенок читал и перечитывал снова и снова. Потому что, прочтя первое "ска", не находил в нем никакого смысла. Потом "ска" медленно складывалось в "скакал" и тут ребенок понимал, что это про кого-то, кто скачет. И лишь после присоединялось последнее "ка" и выходил уже предмет для прыжков, а не то, что скачет. Конечно слоги должны складываться в слова быстрее и смыслы находиться тут же, но ведь это был наш первый букварь и быстро не получалось.
- Потом были тексты. И про них коротко - скука. Детские имена. Кто-то с кем-то играет. Кто-то куда-то пошёл, кому-то что-то дал...
- Но самые главные трудности - те, которые автор букваря просто не заметила. Например, тот факт,
что гласные и, я, ю, е, ё смягчают стоящий перед ними согласный, мне пришлось объяснять самостоятельно.
Тренировать различение твердых и мягких согласных звуков на слух тоже пришлось самим.
- А уж, объясняя тот факт, что некоторые гласные могут при чтении давать другой звук, я просто сломала мозг. Взять например слово "люк". Буквы в нём такие: [ль, ю, к]. Тогда почему он [льук], а не [льюк]?
Как же можно учить ребенка читать, когда книга для обучения чтению так не продумана?
Наш идеальный букварь
Я нашла лишь через 4 года и учиться по нему мы стали уже со средним сыном. И это даже не отдельный букварь, а комплексная методика обучения чтению и подготовки к школе. И называется она Русская Классическая Школа (кратко РКШ). Автор всех учебных пособий для дошкольников - Ирина Анатольевна Горячева предлагает учить детей не слоговому, а звуковому чтению. При такой технике ребенок "читает" каждый звук отдельно и сразу вкладывает слово целиком.
Например, [К], [О], [Т] - кот.
Непосредственно с азбукой предлагается познакомить детей в 5 лет. А начать обучение можно на год раньше, но не с чтения, а со знакомства с буквой.
Знакомство с буквами в 4 года.
Причем для четырехлетних детей в азбуке РКШ это будут не просто буквы, а образы: буква-дом (Д), буква-озеро (О). Ребенку, опираясь на эти образы, предстоит делать тематические поделки. А также учиться писать буквы на маркерной или меловой доске, или чертить образы букв палочкой на песке, манной крупе. Причем совсем не обязательно в 4 года все буквы запомнить и начать читать и писать. Программа для четырехлетних детей это скорее сказочная экскурсия в мир, где живут буквы-образы, а вовсе не экзамен по чтению. Среднему сыну, например, удалось запомнить визуальные образы некоторых букв. Иногда он мог краткие слова визуально узнать и запомнить (этот навык в программе РКШ называется чтение по догадке). А звуковое чтение в 4 года дети отрабатывают на слух. Учитель произносит слова, разделив их на звуки, а дети складывают звуки обратно в слова.
Чудо-азбуку Дарьи Герасимовой - "Азбуку превращений".
На этом же этапе в 4 года я подключила к методике РКШ чудо-азбуку Дарьи Герасимовой, "Азбуку превращений". Принцип в азбуке Дарьи Герасимовой тот же, что и в РКШ. Буквы превращаются в жуков (ж), змей (з), а еще клоунов (к) и йогов, стоящих на голове (й). И все эти буквы-образы оживают на необыкновенных, сказочных и самобытных рисунках автора. А ещё там есть стихи. И в них тоже живут буквы-образы:
Х - художник у холста.
Ходит утром
Неспроста.
Не считает
Он ворон -
МИР
Придумывает он!
В эти образы и эти строки невозможно не влюбиться! И сын с удовольствием лепил буквы из пластилина, раскрашивал на листах, которые шли в комплекте к азбуке, дорисовывал буквам-образам недостающие элементы на тех же листах, а еще учил чудесные стихи.
Азбука Русской Классической Школы.
Уже в 5 лет сын стал лучше запоминать буквы и мы добрались до Азбуки для пятилетних детей Ирины Анатольевны Горячевой (РКШ).
Построена она так, что при знакомстве с каждой последующей буквой ребенок читает слова, сложенные из новой буквы и тех букв, которые он изучил ранее.
Слова сначала даются односложные затем двусложные и так далее. Каждое слово мы читаем и обсуждаем. Если это предмет, прошу сына рассказать, зачем он нужен. Если животное, сын описывает его повадки, внешний вид, вспоминает, где оно живет и чем питается. А если это например глагол, то сын придумывает с ним предложение. Выходит очень интересное осмысленное чтение, хотя читаем отдельные слова, а не текст. Просто прочтя слово, мы стремимся понять его суть. Именно это для детей, начинающих читать, и есть самое главное и интересное. Поэтому малыши, только овладевающие навыками чтения, с удовольствием читают этикетки и вывески. Им хочется понять, какой смысл они передают. Кафе - место где можно посидеть и перекусить, выпить чаю, аптека - место, где продают лекарства.
При этом в букваре Горячевой для пятилетних детей слова разные. Есть те, которых ребенок не знает, и можно их объяснить, показать (на компьютере или телефоне) картинки, расширить словарный запас дошкольника.
А вот прочесть все слова ребенок сможет сам. Потому что объясняется и тот факт, что гласные могут смягчать предшествующий согласный (такие гласные названы автором буквы-подушечки), и даже тот факт, что Ю может звучать как У. И все объяснения понятны и просты. И ребенок, и родитель без труда во всем разберутся.
Учиться читать по программе РКШ и по Азбуке превращений Дарьи Герасимовой ребенку интересно и просто!
Хвостатая АБВГдейка.
Но кроме этих книг использую ещё одного помощника - книгу "Хвостатая АБВГдейка". Раскраска-рисовалка, бродилка-находилка по 33 буквам русского алфавита" Голубева Александра Юрьевича.
В этой раскраске на каждом развороте, посвященном букве, живут персонажи на эту букву. На Б, например белки. Но все они разные. Каждая чем-то занята и в лапках у них предметы на ту же букву Б: букет, банка, баранки, блины, бинокль. И все эти предметы предлагается найти и раскрасить. А ещё среди белок спрятался Буратино. А на соседней страничке изображен кот по имени Батон - главный персонаж раскраски, которому предлагается дорисовать мордочку и усы. В общем весело и увлекательно можно порисовать и поискать слова на ту или иную букву. А уж когда всех найдешь, то и свои слова придумаются. Для этого раскраску и брали, чтоб научиться слова на букву сочинять. Подтолкнуть фантазию ребенка, так сказать.
Ну вот пожалуй про все наши книги- помощники я и рассказала.
Напоследок опишу, как проходят сейчас наши занятия со средним сыном (пять с половиной лет).
1) Для начала мы вспоминаем букву и её образ по Азбуке превращений Дарьи Герасимовой. Рассматриваем рисунок, учим стихотворение.
2)Потом раскрашивание страничку в раскраске Голубева, находим всех персонажей и предметы на эту букву, придумываем свои слова.
3) Потом пишем новую букву маркерами или мелом на доске, рисуем буквы на подносе с манкой, пишем красками.
4) Потом я произношу ,разделяя на звуки, слова из азбуки для пятилетних детей Горячевой, а сын их собирает в слова.
5) После ребенок сам слова из Азбуки читает и мы каждое слово обсуждаем. При необходимости смотрим картинки.
6) Потом некоторые из прочитанных слов пишем на слух. Я произношу, сын - делит на звуки и записывает каждый звук отдельно. Так звуки складываются в слова.
7) ну и в конце образ новой буквы лепим, рисуем или дорисовываем на листах-вкладышах к азбуке Герасимовой.
После клеим поощрительную наклейку, и буква выучена!
Кроме того по программе Русской Классической школы сын в прописях обводит рисунок-образ буквы. А в тетради для рисования по клеточкам рисует заданный узор, но это уже подготовка руки к письму, а не чтение.
А про чтение пожалуй все.
В следующей статье расскажу про выбор первых книг для чтения после азбуки.
Всем интересных и плодотворных уроков!
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!
P.S. Не забывайте подписаться на наш канал ))