21 августа 1914 года в 16.30 с водной поверхности Крестовой губы на Новой Земле в небо поднялся самолет FarmanMF.11.
Через 4 часа 20 минут, преодолев расстояние около 450 километров, самолет благополучно приводнился.
Это был первый в истории арктический полет.
Самолетом управлял офицер Российского Императорского флота поручик по адмиралтейству Ян Иосифович Нагурский.
Вместе с ним в полете был его авиатехник, матрос- доброволец Евгений Кузнецов
Это был первый вылет на поиски пропавшей полярной экспедиции Г.Я. Седова
Ян Нагурский, поляк по национальности, родился под Варшавой 8 февраля 1888 года в семье мельника. Семья была небогатой и уже в 1905 году он начал работать в сельской школе.
Но он решил изменить свою судьбу и в 1906 году поступил в Одесское пехотное юнкерское училище.
По окончанию училища, в 1909 году подпоручик Нагурский получает распределение на Дальний Восток, в Хабаровск, в 23-ий Сибирский стрелковый полк.
В 1911-1913 годах проходит обучение в Морском инженерном училище в Санкт-Петербурге и получает диплом морского инженера с назначением в Главное Гидрографическое управление.
Параллельно с этим он проходит сначала теоретический курс обучения, а затем практический в Гатчинской офицерской воздухоплавательной школе, получив звание военного лётчика.
К 1914 году три русских полярных экспедиции считались пропавшими, в том числе и Г.Я. Седова.
Совет Министров поручил Морскому министерству организовать их поиски.
В Министерстве этим делом занималось Главное Гидрографическое управление.
Было решено использовать самолет для поиска и поручик по адмиралтейству Нагурский был назначен пилотом. Его самолетом стал FarmanMF.11.
Для обеспечения взлета и посадки на воду самолет был оборудован поплавками. Он мог поднять 300 килограммов груза, скорость около ста километров в час и запас топлива на пять – шесть часов.
По заданию руководителя спасательной экспедиции, Нагурскому предстояло обследовать с воздуха район побережья от Крестовой губы до полуострова Панкратьева.
По прибытию в Крестовую губу сборка самолета заняла двое суток
Наконец, все было готово и 21 августа, после нескольких пробных подъемов, был выполнен тот самый исторический полет.
Всего было выполнено пять разведывательных полетов, общей продолжительностью 10 часов 40 минут. Расстояние – около 1600 километров. Во время последнего полета была достигнута 76 параллель.
Хотя следов пропавшей экспедиции Г.Я. Седова найти не удалось, Нагурскому удалось внести существенные коррективы в существующие тогда карты и предоставить сопровождавшим судам информацию о ледовой обстановке. По сути – первая в мире ледовая разведка.
Во время возвращения экспедиции назад, Нагурский подготовил отчет полетах и подготовил свои рекомендации для дальнейшего использования самолетов в Арктике.
В частности, именно он предложил окрашивать самолеты в красный цвет для лучшей заметности, разделить поплавки на отсеки для непотопляемости, иметь на борту бОльший запас топлива и запасные пропеллеры.
Необходимость обеспечения пилотов более теплой одеждой и непромокаемой обувью.
Подробный отчет Нагурского был предоставлен Императору и вернулся с резолюцией «Прочел с удовольствием».
По итогам экспедиции Ян Нагурский был награжден Орденом Святого Станислава.
Продолжив службу в морской авиации на Балтике, он командовал Авиационным отрядом, Авиационным дивизионом Балтийского флота.
- 17 сентября 1916 года на летающей лодке М-9 конструктора Григоровича, первым в мире выполнил мертвую петлю на гидросамолете.
В 1917 году его самолет был сбит над морем и он считался пропавшим без вести. Однако был спасен русской подводной лодкой и доставлен в госпиталь.
После революции некоторое время служил в Красной авиации, но в 1919 году взял отпуск и уехал в Польшу.
Польша не приняла его как офицера и как летчика.
В его просьбе о приеме в польскую морскую авиацию ему было отказано – ему не простили службу в России при новой власти.
Он устроился инженером на небольшой завод.
В Польше о его прошлом ничего не было известно, а в СССР его считали погибшим, так как в той неразберихе все документы были утеряны.
Пережив Вторую Мировую войну он продолжил работать инженером- конструктором и руководителем конструкторского бюро.
В 1955 году он присутствовал на лекции Чеслава Центкевича, который был автором многих книг о полярных исследованиях.
Лектор мельком упомянул о «давно забытом пионере авиации русском лётчике Иване Нагурском который погиб в 1917 году».
Тогда Нагурский встал и сказал, что он не русский и вовсе не умер.
Случай широко освещался в польской прессе и Ян Нагурский стал известным человеком.
- Партнерский канал – Из бункера о злободневном. 👇
В июле 1956 года, почти через сорок лет Ян Нагурский снова приехал в Россию. Он встретился с советскими полярными летчиками тридцатых годов, побывал в Одессе.
В 1958 году написал книгу «Первый над Арктикой», а в 1960 - книгу «Над пылающей Балтикой», где описал свою службу во время Первой мировой войны.
- Жизненный путь первого полярного летчика Яна Нагурского закончился 9 июня 1976 года.
В мае 2007 года его имя было присвоено базе (заставе) Пограничной службы ФСБ на Земле Александры – самая северная пограничная застава России
Листайте галерею вправо
Кроме того, его имя носят:
- «Мыс Нагурского» в северной части острова Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
- Вспомогательный аэродром «Нагурское» Оперативной Группы Арктики (ОГА) Дальней Авиации - посадочная площадка Авиации ФСБ.
Остальные публикации канала
Ваши лайки, комментарии и подписки сделают канал лучше и интереснее, помогут его продвижению. Ну и не дадут ему загнуться в нынешнее время.
#история #служба #пограничные войска #ян нагурский #полярная авиация #застава нагурское #ссср #польша