Найти тему

Ян Нагурский. Поляк, чьим именем названа пограничная застава России

21 августа 1914 года в 16.30 с водной поверхности Крестовой губы на Новой Земле в небо поднялся самолет FarmanMF.11.

Через 4 часа 20 минут, преодолев расстояние около 450 километров, самолет благополучно приводнился.
Это был первый в истории арктический полет.

Самолетом управлял офицер Российского Императорского флота поручик по адмиралтейству Ян Иосифович Нагурский.

Вместе с ним в полете был его авиатехник, матрос- доброволец Евгений Кузнецов

Это был первый вылет на поиски пропавшей полярной экспедиции Г.Я. Седова

Ян Нагурский и Евгений Кузнецов
Ян Нагурский и Евгений Кузнецов

Ян Нагурский, поляк по национальности, родился под Варшавой 8 февраля 1888 года в семье мельника. Семья была небогатой и уже в 1905 году он начал работать в сельской школе.

Но он решил изменить свою судьбу и в 1906 году поступил в Одесское пехотное юнкерское училище.

-3

По окончанию училища, в 1909 году подпоручик Нагурский получает распределение на Дальний Восток, в Хабаровск, в 23-ий Сибирский стрелковый полк.

В 1911-1913 годах проходит обучение в Морском инженерном училище в Санкт-Петербурге и получает диплом морского инженера с назначением в Главное Гидрографическое управление.

Параллельно с этим он проходит сначала теоретический курс обучения, а затем практический в Гатчинской офицерской воздухоплавательной школе, получив звание военного лётчика.

К 1914 году три русских полярных экспедиции считались пропавшими, в том числе и Г.Я. Седова.

Экспедиция Г. Я. Седова перед отправлением
Экспедиция Г. Я. Седова перед отправлением

Совет Министров поручил Морскому министерству организовать их поиски.

В Министерстве этим делом занималось Главное Гидрографическое управление.

Было решено использовать самолет для поиска и поручик по адмиралтейству Нагурский был назначен пилотом. Его самолетом стал FarmanMF.11.

FarmanMF.11. Нагурского
FarmanMF.11. Нагурского

Для обеспечения взлета и посадки на воду самолет был оборудован поплавками. Он мог поднять 300 килограммов груза, скорость около ста километров в час и запас топлива на пять – шесть часов.

По заданию руководителя спасательной экспедиции, Нагурскому предстояло обследовать с воздуха район побережья от Крестовой губы до полуострова Панкратьева.

Члены спасательной  экспедиции. Я. Нагурский  - второй слева
Члены спасательной экспедиции. Я. Нагурский - второй слева

По прибытию в Крестовую губу сборка самолета заняла двое суток

-7

Наконец, все было готово и 21 августа, после нескольких пробных подъемов, был выполнен тот самый исторический полет.

Самолет Нагурского в Крестовой  губе
Самолет Нагурского в Крестовой губе

Всего было выполнено пять разведывательных полетов, общей продолжительностью 10 часов 40 минут. Расстояние – около 1600 километров. Во время последнего полета была достигнута 76 параллель.

Хотя следов пропавшей экспедиции Г.Я. Седова найти не удалось, Нагурскому удалось внести существенные коррективы в существующие тогда карты и предоставить сопровождавшим судам информацию о ледовой обстановке. По сути – первая в мире ледовая разведка.

-9

Во время возвращения экспедиции назад, Нагурский подготовил отчет полетах и подготовил свои рекомендации для дальнейшего использования самолетов в Арктике.

В частности, именно он предложил окрашивать самолеты в красный цвет для лучшей заметности, разделить поплавки на отсеки для непотопляемости, иметь на борту бОльший запас топлива и запасные пропеллеры.
Необходимость обеспечения пилотов более теплой одеждой и непромокаемой обувью.

Подробный отчет Нагурского был предоставлен Императору и вернулся с резолюцией «Прочел с удовольствием».

По итогам экспедиции Ян Нагурский был награжден Орденом Святого Станислава.

Продолжив службу в морской авиации на Балтике, он командовал Авиационным отрядом, Авиационным дивизионом Балтийского флота.

  • 17 сентября 1916 года на летающей лодке М-9 конструктора Григоровича, первым в мире выполнил мертвую петлю на гидросамолете.
Летающая лодка М-( Григоровича
Летающая лодка М-( Григоровича

В 1917 году его самолет был сбит над морем и он считался пропавшим без вести. Однако был спасен русской подводной лодкой и доставлен в госпиталь.

После революции некоторое время служил в Красной авиации, но в 1919 году взял отпуск и уехал в Польшу.

Польша не приняла его как офицера и как летчика.
В его просьбе о приеме в польскую морскую авиацию ему было отказано – ему не простили службу в России при новой власти.

Он устроился инженером на небольшой завод.

В Польше о его прошлом ничего не было известно, а в СССР его считали погибшим, так как в той неразберихе все документы были утеряны.

Пережив Вторую Мировую войну он продолжил работать инженером- конструктором и руководителем конструкторского бюро.

В 1955 году он присутствовал на лекции Чеслава Центкевича, который был автором многих книг о полярных исследованиях.
Лектор мельком упомянул о «давно забытом пионере авиации русском лётчике Иване Нагурском который погиб в 1917 году».

Тогда Нагурский встал и сказал, что он не русский и вовсе не умер.

Случай широко освещался в польской прессе и Ян Нагурский стал известным человеком.

  • Партнерский канал – Из бункера о злободневном. 👇

В июле 1956 года, почти через сорок лет Ян Нагурский снова приехал в Россию. Он встретился с советскими полярными летчиками тридцатых годов, побывал в Одессе.

Встреча с советскими полярными летчиками. Ян Нагурский  стоит
Встреча с советскими полярными летчиками. Ян Нагурский стоит

В 1958 году написал книгу «Первый над Арктикой», а в 1960 - книгу «Над пылающей Балтикой», где описал свою службу во время Первой мировой войны.

Ян Нагурский и фото его самолета
Ян Нагурский и фото его самолета
  • Жизненный путь первого полярного летчика Яна Нагурского закончился 9 июня 1976 года.
-13

В мае 2007 года его имя было присвоено базе (заставе) Пограничной службы ФСБ на Земле Александры – самая северная пограничная застава России

Листайте галерею вправо

Кроме того, его имя носят:

  • «Мыс Нагурского» в северной части острова Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
  • Вспомогательный аэродром «Нагурское» Оперативной Группы Арктики (ОГА) Дальней Авиации - посадочная площадка Авиации ФСБ.

Остальные публикации канала

Ваши лайки, комментарии и подписки сделают канал лучше и интереснее, помогут его продвижению. Ну и не дадут ему загнуться в нынешнее время.

#история #служба #пограничные войска #ян нагурский #полярная авиация #застава нагурское #ссср #польша