Или как правильно понять фразу «признать духовного учителя Богом»
10 апреля исполнилось 80 лет со дня рождения Мукунды Госвами, одного из первых учеников знаменитого индийского санньяси Бхактиведанты Свами. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из биографической книги «Прабхупада-лиламрита» Сатсварупы даса Госвами.
<…> Майку [Гранту] было двадцать четыре года. Его отец владел магазином грампластинок в Портленде (Орегон), где прошло детство Майка. После окончания музыкальной школы язычковых инструментов в Портленде и дальнейшего обучения музыке в штате Сан-Франциско Майк, который умел играть на пианино и многих других инструментах, переехал вместе с подругой в Нью-Йорк, в надежде серьезно заняться музыкой.
Но карьера профессионального музыканта быстро его разочаровала. Особенно неприятно ему было играть в ночных клубах, где денежный интерес вынуждал потакать вкусам публики. В Нью-Йорке он вступил в союз музыкантов и работал аранжировщиком и агентом нескольких местных музыкальных групп.
Майк жил на Бауэри, в чердачной студии дома на углу улицы Грэнд. Это был большой чердак, где музыканты собирались помузицировать. Но чем серьезнее Майк уходил в сочинение музыки, тем дальше уходил он от социальной стороны музыкальной жизни и все больше погружался в чтение духовных, эзотерических и мистических книг. В городе Майк уже успел познакомиться с несколькими свами, йогами, новоявленными гуру, и сам занимался хатха-йогой.
С первой же встречи со Свами Бхактиведантой Майк, как и всегда, когда встречался с религиозными людьми, проявил интерес и открытость. Он считал, что человек по-настоящему религиозный не может быть плохим, но сам не торопился причислять себя к какой-то определенной религии.
Майк:
Я чувствовал себя довольно уверенно и раскованно, поскольку уже не раз встречался с другими свами. Его одежда и внешность — старое лицо, смуглая кожа — для меня это не было в новинку. Но какой-то элемент новизны в этом все же был. Мне было очень любопытно с ним встретиться. Когда я пришел в первый раз, то застал его поющим, но пение мантр я и раньше слышал — больше всего мне хотелось послушать, что он скажет.
Я понял, что послание, которое он хочет до нас донести, для него важнее личного комфорта — иначе зачем бы он приехал в такое убогое место? Больше всего меня поразила бедность, его окружавшая. Это меня заинтриговало — те места, куда я заходил раньше, были прямой противоположностью — очень богатыми, как, например, «Центр Веданты» в престижном районе Манхэттена и другие. Там было много солидных пожилых людей, которые утопали в кожаных креслах, со своими курительными трубками. Здесь же была настоящая нищета. Все это возбуждало во мне любопытство.
Свами казался очень утонченным человеком с благородными манерами, и это тоже было интересно: как этот свами оказался здесь? Когда он заговорил, я сразу понял, что он очень образованный человек, и почувствовал в его голосе абсолютную убежденность. Иногда он делал очень смелые высказывания. Он говорил о Боге. Вот это и было чем-то новым — слушать, как кто-то говорит о Боге.
Я всегда мечтал услышать о Боге из уст человека, которого мог бы уважать. Мне всегда нравилось слушать речи религиозных деятелей, но я всегда очень тщательно их оценивал. Слушая его, я подумал: «Похоже, этот человек действительно что-то знает о Боге». Впервые я встретил того, кто, как мне показалось, был истинным слугой Бога и вел глубокую духовную жизнь.
...
После лекции я подошел к нему. У меня было такое же ощущение, какое возникало на концертах известных исполнителей. Мне всегда хотелось после концерта подойти к певцам или к музыкантам — просто познакомиться с ними и посмотреть на них вблизи. После лекции у меня возникло такое же ощущение, и я подошел к Свами и заговорил. Но, в отличие от других, с кем я встречался, он никуда не спешил. Он мог уделить мне время. С другими мне удавалось обменяться лишь несколькими словами, их всегда интересовало что-то другое.
Но этот человек проявил неподдельный интерес ко мне как к личности, и это настолько меня ошарашило, что я очень быстро исчерпал все темы для разговора. Я был поражен. Беседа наша закончилась только потому, что мне нечего было больше сказать. Это было прямой противоположностью встреч с исполнителями, которые торопились заняться чем-то другим. На этот раз я сам не смог продолжить разговор.
...
Впервые я узнал о посвящении всего за день до церемонии. У меня были какие-то дела, связанные с музыкой, и какое-то время я не посещал программы в храме. Я шел по Второй авеню с одним из тех, кто готовился принять посвящение, и он сказал, что на завтра намечается какой-то обряд, который называют духовным посвящением.
Я спросил его, что это такое, и он ответил:
— Насколько я понял, нужно признать духовного учителя Богом.
Я очень удивился, и никак не мог взять этого в толк. Но я не принял его слова всерьез. К тому же сказаны они были как бы случайно, мимоходом, и я подумал, что не так уж это и важно. Он небрежно спросил, не собираюсь ли и я поучаствовать, и я так же небрежно ответил: «Наверное. Почему бы и нет? Попробую»…
Комментарий Ведаполиса
Так Майкл Грант стал Мукундой дасом. Эта история началась в 1965 году. А спустя еще несколько лет он получил посвящение в санньяси и имя Мукунда Госвами. Ныне Мукунда Госвами живет в Австралии, передавая всем, с кем его сводит судьба, свой колоссальный духовный опыт и глубочайшие познания в ведической философии, раскрывая людям красоту духовного мира и их истинную природу души — вечную, исполненную счастья и абсолютного знания.
Но что означает «признать духовного учителя Богом»? Фраза была брошена второпях, и она требует, конечно же, пояснения. Суть в том, что истинный духовный учитель никогда не считает себя Богом, но только слугой слуги слуг Бога. Очевидно, что мысль о «равенстве Богу» возникла в уме незнакомца, с которым встретился на улице Майкл Грант, из-за всуе услышанного незнакомцем ведического правила: «следует принимать духовного учителя как Бога, потому что он передает людям послание Бога». Об этом говорится, например, в молитве «Гурваштака» (шлока 7) Вишванатхи Чакраварти Тхакура:
Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все сведущие личности. Духовный учитель — истинный представитель Шри Хари́ (Бога), и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.
Подготовил ЯДУНАНДАНА д.