В шахте смена на смену не приходится. Бывало, что одна смена давалась легко, зато другая... словно чёрт рогами в почву упёрся и дело никак не получалось сдвинуть вперёд. Топчешься на месте, колготишься, а реальной работы не видно.
В проходке делаем наростку забойного конвейера СР-70 из старых рештаков. Причём, сами же разбираем старый став в пройденном штреке метров за 150-200, таскаем их в свой забой. Соответственно, цепи со скребками тоже старые. Болты с гайками заржавели и прикипели друг к дружке нaмepтвo. Ключами открутить их нереально, но пытаешься. Впрочем, бывало, что с нецензурными заклинаниями открутить удавалось. Но нередко грани на гайках просто-напросто «слизывали» и тут только один выход – рубить гайку зубилом.
Когда смена изначально идёт насмарку, по закону подлости одна проблема цепляется за другую. Гайку «зализали» из шестигранника в кругляш, надо рубить, а зубила под рукой нет. Когда не надо, зубило лежит на пускателе или где-то рядом. Но когда надо, его чёрта-с-два найдёшь! Иной раз ходишь мимо инструмента, а глаза его не видят. А когда всё же разглядишь (или горный мастер пальцем ткнёт), сам удивляешься как раньше не видел.
К зубилу полагается кувалда. Хорошо, если она насажена на черенок плотно. Однако по тому же закону подлости в ответственный момент кувалда норовила слететь с черенка. Если просто слетит, считай что повезло. А бывало – товарищу прилетало. Ну что тут скажешь? Не повезло...
Проходка, 90-е годы. Кровлю крепили на анкера. Приходим в ночную смену, по наряду отрубили свои метры. Пока я и звеньевой бурим шпур сверлом с принудиловкой, комбайнёр готовит анкер – на «лопатку» набивает «сухари» и пихает его в забойную трубу. Шпур готов, забиваем в него анкер, заводим пластину под сетку. Звеньевой наворачивает гайку на резьбу анкера, я стою наготове с накидным ключом, чтобы хорошенько затянуть гайку. Я жду, звеньевой с гайкой мучается. В шутку спрашиваю его:
– Попасть что-ли не можешь?
Звеньевой злится:
– Да уж...
Говорю ему:
– Ты верхонки сними, руками щупай!
Звеньевой огрызается:
– Да тут хоть щупай, хоть не щупай – гайка не идёт!
Советую ему:
– Переверни её.
Звеньевой перевернул гайку, но она всё равно отказывается наворачиваться на резьбу. Звеньевой бурчит:
– Ни передом, ни задом не идёт. Дай другую гайку!
Комбайнёр принёс другую гайку, но результат тот же – гайка не наворачивается на резьбу. Нет захода. Звеньевой обращается к комбайнёру:
– Ты чё, резьбу не проверял?
Комбайнёр видит, что оплошал и в качестве отмазки советует:
– Ты гайку чуть наколоти кувалдой, а дальше ключом новую резьбу накрутим.
Звеньевой психует, но наколачивает на анкер гайку. А дальше уже я с большим усилием кручу гайку явно не по резьбе. Затянуть анкер как положено уже не получится. Так, филькина грамота. Проще выбить анкер из шпура и забить другой с хорошей резьбой.
Но я всё ещё пытаюсь справиться с бракованным. Не докрутив и до половины резьбы, отдаю ключ звеньевому:
– Кто забивал, тот пусть и крутит. А я трубу держал.
Звеньевой не растерялся:
– Кто анкер готовил, тот пусть и наяривает. Что мне дали, то я и забил.
Мы оба смотрим на комбайнёра. Он отвечает:
– Какие лежат под бортом, оттуда и взял.
Звеньевой добавляет:
– А резьбу проверить не догадался. Иди за другим.
Комбайнёр ушёл, но из десятка анкеров, валявшихся на почве под бортом, выбрать абсолютно нечего – у всех анкеров по резьбе нет захода. Видимо, поэтому отбраковка валяется под бортом, а не в пачке стоит вертикально у борта.
Приходит горный мастер посмотреть как у нас идут дела, звеньевой ему претензии предъявляет:
– Вы – начальнички – в белых касках ходите, головы у вас светлые. Как вы наряд даёте? Нам надо крепить, а анкеров нет.
Горный мастер растерялся:
– Чё, совсем нет анкеров? Сколько надо? Сейчас из другого забоя принесу.
Звеньевой машет ему рукой:
– Иди-иди да поторапливайся, а то мы закрепить не успеем.
Горный мастер пошёл назад. Проходя мимо отбраковки, он крикнул нам:
– Вот же у вас лежат анкера! Вы чё, не видели что ли?
Звеньевой отвечает:
– СмоГёшь на них гайки накрутить, премию тебе выпишем...
Мастер принёс нам анкера из другого забоя, закрепить мы успели, наряд выполнили. Но были все в «мыле» и измотались в хлам. В грязной раздевалке сели на свои контейнеры-сушилки и от усталости совсем-совсем нет желания двигаться.
#шахтёр #шахта #анкерная крепь #анкер #гайка #история