6 апреля в столичном культовом кафе «Ритм-н-Блюз» в двадцать девятый раз отгремел (хотя случались в нём и негромкие моменты) Кулеш Jam. Сразу оговорюсь: в русской транскрипции принято писать «джем», но у меня рука не поднимается. Дабы не выглядеть безграмотным на чужом канале, не стану писать как пишу обычно – «джэм», а заменю оригинальным начертанием в латинице. Jam-ы нашего с Михаилом коллеги по журналу InRock Петра Кулеша от jam-ов в прямом смысле этого термина имеют отличие. Пётр собирает раз в полтора-два месяца тусовку дружественных ему артистов, которые и играют в Староваганьковском переулке в паре шагов от Российской государственной библиотеки, или, как её ещё с советских времён называют, «Ленинки». Традиционный же jam предполагает импровизационную игру музыкантов разных коллективов, зачастую играющих в разных жанрах, собирающихся в спонтанные коллаборации и извлекающих из своих инструментов всё, что в данный момент в голову взбредёт. Например, начинают с какой-нибудь вечнозелёной темы (это может быть как «Rock Around The Clock» Билла Хэйли, «Enter Sandman» METALLICA или «Это не любовь» группы КИНО… Список может быть бесконечным), из которой прорастают на ходу какие угодно вариации и разрешения в другие песни. Зачастую совсем не из «той оперы», из которой «растут ноги» начала. Впрочем, и здесь jam-овые моменты были, но давайте обо всём по порядку.
FÓDLA
Пётр же компилирует состав участников совершенно разного плана и жанровых окрасок. Ниже о том и пойдёт речь. Открывал jam за номером 29 квартет FÓDLA (ударение на первый слог). В оригинальной ипостаси это на данный момент квинтет, но в этот вечер флейтист Олег Можаев не смог выступить с командой, посему на сцене играли четверо: Лара Шу (ирландский аккордеон), Елена Колосовская (боуран – перкуссионный инструмент, рамочный барабан), Алексей Рожков (мандолина) и Виталий Медведев (скрипка). Играли честно, без подложек-плэйбэков, искренне живьём. FÓDLA – из тех, кто стремится передать аутентичный дух традиции ирландского фолка. Конечно, музыканты пропускают играемые ими джиги и рилы через себя, но чувствуется, насколько бережно они относятся к рамкам. И если их и раздвигают, то крайне бережно. То ли так отстроили группу, названную в честь Фодлы, сестры покровительницы Ирландии Эйрин, то ли таково личное отношение коллектива к саунду, но на моей памяти их сет стал самым тихим из множества услышанных и увиденных в этом зале не только в этот вечер, но и вообще. Однако, как бы ни было тихо, это никак не влияло на ту душевную теплоту, которая вместе с музыкой втекала в публику, за что каждый номер щедро вознаграждался аплодисментами.
Галерея "FÓDLA" (4 фотографии)
Сет-лист FÓDLA: Humours of Trim, Blarney Pilgrim, The trip to Cullenstown, Miss McLeod's, The Merry Blacksmith, Lark in the Morning, Trip to Killarney, Concertina, Banshee, My Darling asleep, Saddle the Pony, The Connaughtman’s Rambles, The Tarbolton, Tam Lin (Glazgow reel).
RICHTER SCALES
Вторыми на сцене появились RICHTER SCALES. Единственный коллектив, который довелось лицезреть не впервые, но в акустической ипостаси видел и слушал их первый раз. Знакомство с этим дарк-кабаретным бедламом (в хорошем смысле слова!) стало лично для меня одним из наиприятнейших концертных событий прошлого года. Но тогда это была группа, которая хоть и была «разогревом» празднующих день своего рождения ABSENT SUNDAY, хэдлайнерам ни в чём не уступала. Разве что продолжительностью сета, но это сущая мелочь. Здесь же «РихтерА» вышли втроём. Из основного состава команды были фронтледи Алиса «Al Ice» Шпиллер и гитарист Павел Семилетков. А что касается третьего участника, ударника Михаила Данилова, то он как раз присоединился в jam-порядке. По счастью оказавшись рядом, подыграл. Изначально Михаил собирался сыграть на драм-ките, но дисплей девайса выдал суровый вердикт: «Low battery». Поэтому Данилов сыграл на ударной установке. Щётками. Сет-лист RS и тут показался мне лаконичным: всего четыре номера. Два авторских и два кавера. Забавно, но факт: композиция Мэрилина Мэнсона в оригинальном виде меня в своё время не тронула, а в акустической «одёжке», да ещё и в подаче Эл Айс, которая то пела чистым голосом, то давала расщепления, то пришёптывала, то срывалась на крик, просто снесла башню. Одежда вокалистки достойна нескольких слов: Ядовитого оттенка кофточка и леопардовой пестроты блузка, юбка кислотно-психоделической расцветки смотрелись в красном освещении сцены, которое было в этот вечер неизменно таковым, ни разу не мигнув каким-либо иным оттенком. Ещё один до несмешного забавный момент: перед завершающей сет песней Эл Айс сказала, что её должны знать все, а следовательно, и подпеть. Слушаю и… Как впервые. Оказалось: песня Джорджа Майкла, творчество которого мне, мягко выражаясь, не близко от слова «абсолютно». Да, я слышал композиции этого, безусловно, великого артиста, но не всякое искусство способно угодить каждому. И то, что для одних Музыка с большой буквы, другим – какофония. Нет, «Freedom» с точки зрения гармонии и мелодии безупречна, но не моё это.
Галерея "RICHTER SCALES" (3 фотографии)
Сет-лист RICHTER SCALES: C.U.N.T. (Clever Utilisation of Nasty Trash), Nobodies (Marilyn Manson cover), For Good, Freedom (George Michael cover).
FELIDAE
Затем на сцене появились… коты и кошки! Группа FELIDAE – коллектив с историей, но как-то всё гулявший за пределами моих полей зрения и слуха. На сцене оказался полноценный бэнд из шести (для начала) участников. Лица всех музыкантов закрывали кошачьи маски. Начав играть, бэнд дал понять: пришло время рок-н-ролла. Не в прямом смысле этого сознания, ведь что такое рок-н-ролл? Музыка, в которой превалирует стандартный квадрат. Рок-н-ролл, как образ мысли для FELIDAE – это есть, но они расширяют его рамки и создают новые звуковые пространства в песнях, западающих в слушателя на раз. Пару раз поймал себя на мысли, что вторые припевы пел вместе с вокалисткой Людмилой Мешковой. Повторюсь: при том условии, что слышал материал впервые. На второй песне секстет превратился в септет. На сцену с флейтой вышла Дарья Сеньчукова и первым делом – запела с фронтледи дуэтом. Немалую долю внимания на себя забирал эксцентричный клавишник Юрий Рыбаков. При том, что он оттягивался и бесился-рубился, делал телефонные фото играющих коллег и танцующих между столиками зрителей, а также и себя, Юрий успевал ещё и безупречно играть. Грех не сказать и об остальных участниках действа: гитарист Максим Фёдоров был точен и отчётлив, а в сочетании со скрипкой Милославы Семёновой мелодические линии довершали красоту песен, которые были подобны сказочным шедевральным полотнам. Впрочем, мелодику насыщенной полифонии группы добавляли и виртуозные басовые партии Артемия Бондаренко. Фантастика! Спасибо группе и спасибо Петру за открытие года! И да, по мере продвижения сета музыканты размаскировывались. Всё же в нежных хищниках, каковыми являются кошки, немало человеческого. Людям же, которые уподобляют себя этим своенравным и независимым представителям фауны, респект за их стойкость и независимость. Стойкость характера кошки переоценить невозможно. Скажу за себя: к людям, которые напоминают кошек, у меня особое доверие. Не согласен с фразой одного из русских народных рок-н-роллов, в котором поётся, что «кошки не похожи на людей». Соглашусь с Людмилой, сказавшей перед финальным номером сета: «Все мы достойны лучшего, люди»!
Галерея "FELIDAE" (6 фотографий)
Сет-лист FELIDAE: (Кто) последний, (С)бой, Начало, Любовь выходит на войну, (По)мощь, (Ре)миссия.
KULESH JAM BAND
А затем был и настоящий jam, участниками которого стали играющая на гитаре вокалистка Любовь Кравченко, басист, переквалифицировавшийся в гитаристы Евгений Зилков (оба – YÜKAT’ANN), соратник Петра Кулеша, соорганизатор «Кулеш jam-ов» басист Виктор Задорожный, ударник Михаил Данилов и вокалистка Алёна Задорожная.
Галерея "KULESH JAM BAND" (4 фотографии)
И вот таким составом был исполнен хит Бритни Спирс «Toxic». Сначала нестройно и кривенько, но ближе к середине более ровно. Спасибо ещё одной коллеге по InRock-у Наталье Бондаревой: именно она просветила меня по части этой песни; такая поп-музыка находится далеко за пределами моих познаний. Затем на сцене остался дуэт Люба Кравченко и Женя Зилков, который взял в руки привычный для себя четырёхструнный инструмент. Сыграли они немецкоязычную версию нетленного хита Дэвида Боуи «Heroes». А вот его я и не признал сразу. На том спонтанные коллаборации и завершились.
Феликс Давыдов
На сцену вышел источающий свет и позитив Феликс Давыдов. Один. Без ансамбля. А зачем он ему? «Takamine» в руках сонграйтера звучала как полноценный оркестр. Гитара пела и издавала непостижимые уму звуки. Музыка Феликса источала Любовь и Свет в концентрированном виде. Ты словно тонешь в этих звуках; они и поглощают в себя, и несут куда-то ввысь. Первая песня отдавала бардовской традицией, а дальше пошло нечто не поддающееся жанровым характеристикам. Тексты Давыдова и его игра с ними мне напомнили (увы, покойного) Владимира «Свата» Муллова из группы ТЕРРИТОРИЯ 22. Сват позиционировал (полушутя) своё творчество как «песни алтайских индейцев». Не ведаю, как соотносится Феликс Давыдов с Алтаем (ну или хотя бы с Алтайским краем), но если верить одной из песен, что на века: «Настоящему индейцу завсегда везде ништяк». И этим ништяком он готов поделиться с ближним. Выступление получилось превосходным, но уж больно коротким. Хочется большого сольного концерта, чтобы не просто окунуться с головой в музыку Давыдова, но и затонуть в ней по полной.
Сет-лист Феликса Давыдова: Одуванчики, Аллилуйя, Надежда, Игра.
Magdalena
Завершала вечер группа Magdalena. Молодые (глядя с колокольни своих «50+») парни и (аж на три пятых состава) девы, отбирающие львиную долю внимания на себя. Сет-лист я приведу в том виде, в котором ребята его напечатали для напоминалки себе на сцену. На самом деле песни называются длиннее, нежели будут представлены ниже. Уточнять полноту их, равно как и пытаться накоротке поговорить с участниками концерта, дабы для приличия познакомиться, времени уже не было. Ещё один респект Петру за помощь в идентификации. И она оказалась кстати: в соцсети «Вконтакте» часть участников коллектива имеет закрытые профили, на аватарках которых изображены явно не лица тех, кто был на сцене. Мне, конечно, можно тут попенять: музыканты представили всех мемберов зрителям на последней сыгранной композиции. Но увы: как-то совсем наскоро и бегло. В общем, не расслышал. Видать, музыканты тоже торопились, дабы не слишком задерживать время закрытия заведения. Увы, график выступлений, прописанный в «контактной» встрече, сбился. А я обещал в определённый час быть дома. Я понимаю: родные отнесутся с пониманием и примут тебя таким, каков ты есть, с любым опозданием. И позволят отложить на денёк-другой то, что обещал сделать для них вечером-ночером. Но здесь имею чёткое соображение: точность – вежливость королей, а пунктуальность – один из главных синонимов той самой точности. Если некорректно опаздывать на встречу с незнакомыми людьми считается моветоном, то по отношении к близким опоздания не имеют вовсе никакого оправдания. Загадка: закрывающие вечер, но не хэдлайнеры. Ответ прост: участники любого из «Кулеш jam-ов». На сей раз – Magdalena. Фронтледи – Алина Сетянова. Прикид – в духе «работниц» кварталов красных фонарей. Но мы же понимаем, что это всего лишь театральный элемент шоу. На первом плане также – клавишница и вокалистка Регина Юлтыева в образе не то плохишки, не то ботанки. На одной линии с девами гитарист Сергей Вознесенский в чёрной рубашке. Чуть поглубже справа (со стороны зрителей) – басист Евгений Бакунин; у него аристократический вид, который ему явно придают усы с бородкой и белая рубашка, по контрасту с прикидом гитариста. И наконец, за ударными – ещё одна дева, Алекс Кормак. Первым делом музыканты со сцены пообещали «дать сучьего джаза». Стартовая «Кабаре», вопреки названию, звучала пост-панковски, а продолживший программу «Макияж» напротив – «кабарешно» (кабарейно? кабаретно?..). Вкрадчиво-лиричной стала «Луна», что предсказуемо: большинство песен о ней таковы, и ещё одна хорошая лишней не будет. Песня с самым длинным названием – «Потерянная фишка казино», по словам фронтледи, и была тем самым сучьим джазом, медленным и печально обволакивающим. «Чертовка» - форменное дарк-кабаре, «Поймай мой ритм» - фанковатая в ритмике, но не скачущая, как обычно это бывает в программных вещах жанра, и завершила программу (свою и jam-овую) недавно выпущенным синглом «Быть королевой». Песня о том, как тяжело быть главной героиней оной.
Галерея "Magdalena" (6 фотографий)
Сет-лист MAGDALENA (в том виде, в каком был напечатан на листках на сцене): Кабаре, Макияж, Луна, Фишка, Мишень, Чертовка, Ритм, Королева.
В завершении вечера организатор и ведущий мероприятия пообещал, что третий десяток jam-ов имени его «закроет» уже в мае. А также поблагодарил всех пришедших и, конечно, отыгравших. Вторые создали музыкальный праздник, полный любви и исключительности, первые же вследствие того кайфанули и хапнули трансцендентальнокомпенсаторный заряд вселенской любви. Она, в свою очередь, ощущалась в поддержке сценического действа.
Посыпав голову пеплом, покаюсь ещё в одном грехе. «Кулеш jam-ов», как написано выше, прошло уже почти три десятка. Сам же впервые смог выбраться лишь на двадцать девятое по счёту мероприятие коллеги. И что в итоге поимел? Открытия, порой на уровне откровений, чему искренне рад!
Спасибо, Петя, за приглашение!
Текст: Дмитрий Кошелев
Фото: Михаил Грушин
P.S.
Вместе с Митей Кошелевым мы делаем статьи для журнала InRock. Он пишет, я фотографирую. Впредь мы будем делать вместе некоторые статьи и для моего Дзен-канала. У Мити есть свой канал на Дзене - Музыка и Психология. Рекомендую!
Всегда Ваш, рок-фотограф Михаил Грушин.