Найти тему

Как советский инженер купил машину и гараж. Путь к счастью. Часть 4. Оживление машины и новая жизнь.

Москвич-408 и гараж нашего героя. Рисунок автора
Москвич-408 и гараж нашего героя. Рисунок автора

Друзья, я снова рад приветствовать вас! Как и обещал, с меня - четвёртая, завершающая часть моего авторского рассказа:

В ближайшие выходные Николай и Виктор отправились в свой гаражный кооператив. У каждого намечались свои дела. Виктор хотел позаниматься с «Победой», а также помочь Николаю разобраться в гараже. Это только так кажется, что гараж небольшое помещение. На наведение порядка ушла вся суббота. Но зато всё было разложено буквально по полочкам. Каждый инструмент, каждый предмет были изучены и заняли свои места. Вся пыль была вытерта, а весь хлам унесён на помойку.

Теперь можно заняться и машиной. Николай Александрович вообще не мог работать, если вокруг него были грязь и беспорядок. В таком случае девяносто процентов времени уходило не на обслуживание и ремонт автомобиля, а на поиск того или иного инструмента, либо детали.

Друзья не заметили, как наступил вечер. Пора и по домам. Завтра воскресенье и можно приступить к самому главному – к Его Величеству Автомобилю.

Субботний вечер Николай, как и всегда, провёл в семье. Поужинав, супруги включили чёрно-белый телевизор «Весна-304». По второму каналу транслировали передачу «Вокруг смеха». Николаю очень нравилась эта передача. Тонкий, интеллектуальный юмор. Его жена тоже с интересом смотрела её. Николай очень ценил то, что жена его понимает.

Вот и наступило воскресное утро. Николай и Виктор снова отправились в кооператив. Виктор полез в яму, чтобы смазать шкворни и резьбовые втулки передней подвески «Победы». А тем временем, Николай подошёл к своему автомобилю. Вот он, четыреста восьмой! Светло синего цвета. Задние фонари-стручки полностью красные, ещё без оранжевых секций для указателей поворотов. Тщательно вытерев с машины пыль, Николай взял ручной насос и принялся накачивать шины. Минут через десять он накачал одно из колёс, доведя давление до двух атмосфер. Вроде не спускает. Эх, сюда бы компрессор с его работы! Но приходится довольствоваться тем, что есть. Да и это уже совсем неплохо. Вместе с Виктором они накачали все четыре колеса. Правда, из одного колеса они всё же услышали шипение. Пришлось вынимать камеру, искать место прокола и вулканизировать её, благо набор для ремонта камер присутствовал. Да, собственно, куда же без него?

Ну вот, теперь машина на колёсах. Николай открыл дверь. В салоне было пыльно. Но это не страшно – через несколько минут работы тряпкой салон выглядел совсем свежо и пристойно. Николай впервые сел в свою машину. Отрегулировав сплошной передний диван по своему росту, он удобно расположился за рулём. До чего же красива приборная панель с её овальными очертаниями указателей топлива, температуры воды, давления масла и амперметра! Рычаг переключения передач примостился на рулевой колонке. Николай нажал на педаль тормоза. Она без сопротивления ушла в пол, как и педаль сцепления. А чего же ещё желать? Машина простояла пять лет!

- Ну, что, попробуем запустить двигатель? – спросил Виктор.

- Давай, попробуем! Интересно, как он себя поведёт? – откликнулся Николай.

Виктор снял с «Победы» аккумулятор и принёс его в гараж к Николаю. А ещё он притащил двадцатилитровую канистру с семьдесят шестым бензином. Друзья поставили аккумулятор. Через хитрую воронку залили бензин в бак. Подкачали его в поплавковую камеру. Через окошко карбюратора К-126П хорошо был виден уровень топлива. Запорный клапан держал хорошо и перелива не было.

Ну вот! Пора стартовать! Это самый волнующий момент.

Друзья распахнули ворота гаража. Николай сел за руль. Он не стал прикрывать воздушную заслонку, так как на улице было по-летнему тепло. Повернул ключ зажигания и включил стартёр. Тот довольно бодро стал вращать коленвал, но двигатель не запускался. Даже вспышек не было. В чём же дело? Итак, топливо в поплавковой камере есть. В любом случае, должны быть хотя бы вспышки. Чего же не хватает? Похоже, дело в системе зажигания. Николай снял крышку распределителя. Так и есть! В контактах начисто отсутствовал зазор. Они были всегда сомкнуты, даже когда ротор вращался. Чтобы установить зазор, потребовалась всего одна минута.

Итак, вторая попытка старта. На этот раз двигатель запустился сразу и более того, даже устойчиво заработал на холостых оборотах. Через несколько минут мотор прогрелся и отзывчиво реагировал на педаль газа. Значит, двигатель работает. Давление масла есть. Теперь надо заняться тормозами и сцеплением. Николай знал, что потребуется тормозная жидкость и поэтому захватил с работы целую бутылку красной жидкости БСК, благо той было много. Без неё вообще не имело смысла подходить к машине, простоявшей несколько лет без движения.

Друзья стали осматривать гидравлику сцепления. Залили в главный цилиндр жидкость и стали прокачивать. Но тут же заметили потёки БСК на рабочем цилиндре. Что бы это значило? Николай осмотрел цилиндр. Батюшки! Да это же из штуцера прокачки течёт! Взяв рожковый гаечный ключ на десять, он затянул штуцер и тщательно протёр тряпкой цилиндр. После следующей «опрессовки» течь не обнаружилась. Прокачать сцепление оказалось делом быстрым и бесхитростным.

То же самое сделали и с тормозами. При прокачке обнаружили течь в заднем левом рабочем тормозном цилиндре. Пропускала манжета. А запасной манжеты не было!

- Вить, как поступить-то? – спросил Николай друга.

- На работе манжеты есть. Но надо чего-то придумать. Как говориться, охота пуще неволи. Давай-ка вынем поршень и осмотрим манжету.

Осмотр резиновой манжеты показал, что у неё немного изношена часть, которая контактировала с зеркалом рабочего цилиндра.

- Давай-ка, Коль, нитку. Трещин в манжете нет, сейчас восстановим герметичность.

Виктор снял манжету и, намотав ниток в выточку на поршне, поставил манжету обратно. Теперь она плотно прилегала к зеркалу рабочего цилиндра.

- А она будет держать? – спросил Николай.

- Не беспокойся! Многие годами так ездят и хоть бы что!

Через час работы тормоза были восстановлены и прокачаны.

Наступил самый главный момент. В путь!

Николай запустил мотор, выжал сцепление и попробовал включить заднюю передачу. Не тут-то было! Нет заднего хода и всё тут!

- Э-эх! Опять в яму лезть… - посетовали друзья.

Через непродолжительное время, отрегулировав длину тяги на москвичёвской кулисе, удалось «поймать» задний ход. Это вам не «Жигули» и не новая «Волга» ГАЗ-24! У них рычаг «растёт» прямо из коробки!

Вот Николай снова запустил мотор, включил заднюю передачу и на этот раз четыреста восьмой бодро и послушно выехал из гаража. Друзья заперли свои гаражи и приготовились ехать.

Николай выжал сцепление, поднёс руку к рулевой колонке и взялся за рычаг. На себя и вверх! Первая передача включена. Добавил оборотов и отпустил педаль сцепления. «Москвич» тронулся с места. На себя и вниз! Вот и вторая передача. Собственно, можно было на ней и тронуться с места, благо двигатель на низких оборотах тянет весьма недурственно! Немного разгоняемся. Переводим рычаг на нейтраль. От себя и вверх. И вот машина двигается на третьей передаче. От себя и вниз! Четвёртая! Пятьдесят километров в час. Автомобиль не особо быстро, но очень уверенно, как поезд, продолжает набирать скорость. Восемьдесят километров в час! Хорошо! Это и есть самая удобная и практичная для него скорость. «Москвич» вспомнил, как надо ездить и теперь его ждала новая жизнь!

Как-то раз Николай пришёл в свой гараж. Пришёл просто так, один, без всякого дела. Закрыл ворота. На улице дул ветер. Шёл дождь. Николай сел в машину и включил габаритные огни. Сидя на мягком сидении, глядя на красивые светящиеся приборы и ощущая ни с чем не сравнимый запах автомобиля, он с наслаждением, как и в первый раз, осознавал, что это ЕГО машина, ЕГО гараж, ЕГО личное пространство! А это и есть счастье!

"Приборка" четыреста восьмого. Рисунок автора
"Приборка" четыреста восьмого. Рисунок автора

Друзья, спасибо вам за внимание! Буду рад подпискам и обсуждениям!