Поговорим более обстоятельно об инсинераторах, раз даже наш Росприродпозор Росприроднадзор решил их похвалить.
Помимо "крупнотоннажного" , в России процветает мусоросжигание в миниатюре, т.н. мини-инсинераторы (МИ). Если вас интересует масштабы бедствия, просто погуглите по ключевым словам. Сегодня производство таких установок растет как грибы.
В печах "малышей" предлагается сжигать довольно широкий спектр отходов: медицинские, биологические, нефтешламы, ТКО и т.п. Это тоже можно узнать на сайтах производителей. Считается, что к установке прилагается паспорт отходов, которые разрешено сжигать, а эксплуатирующая сторона будет паинькой и ничего не нарушит.
В одном из постов я рассказывала про случай, когда в отдаленном таежном поселении установили такую сжигалку для местных отходов потребления. Пытливые охотники в качестве эксперимента подложили в печку патроны. Установка взорвалась. Хорошо, что рядом никто не околачивался (эксперимент был хорошо подготовлен 🤣)
Стоимость МИ доступная, и для некоторых организаций сжигание своих отходов предпочтительнее, чем связываться с вывозом и утилизацией.
⠀
Существуют не только стационарные инсинераторы, но и передвижные. По мнению производителя, плюс мобильной установки в том, что она может подъехать к несанкционированной свалке, например автопокрышек, "сжечь" по-быстрому и поехать дальше по своим делам. Именно этот нюанс. по-нашему мнению, и делает передвижные установки самыми опасными: приехал, навредил окружающей среде, санитарно-защитных зон нет, контроля за сжиганием нет, за выхлопами - тоже нет...
В общем и целом, претензии к мини-сжиганию такие же, как и к крупным МСЗ. Когда предприятие знает, что оно может безнаказанно и почти даром сжигать свои отходы, оно не стремиться ни к предотвращению, ни к сокращению, ни к раздельному сбору трудноперерабатываемых отходов.
⠀
Многие больничные комплексы приобретают МИ для "личных" нужд. Я не знаю, как можно получить информацию о работающих поблизости от моего дома МИ, т.к. это частное дело отдельных предприятий и учреждений. Все оформляется по закону, и - вуаля, рядом с вашим домом уже может появиться источник загрязнений. Если вы посмотрите картинки в интернете, то убедитесь, что сложносочиненной системой газоочистки там и не пахнет.
⠀
И нет данных, куда отправляются токсичные золошлаковые отходы. А значит, они могут оказаться в ближайшем овраге.
P.S. Инфицированные медотходы, такие как бинты, вата, биологический материал, тела умерших животных сегодня подлежат кремации.
Хочется отметить, что в связи с бардаком национального масштаба в области управления медицинскими отходами и отходами от населения (и всех остальных, впрочем, тоже) мы не можем быть уверены, что установка по кремации инфицированной свиньи не примет «под крыло» какие-нибудь другие отходы, которые нельзя сжигать, а утилизировать правильно хлопотно и дорого.
Именно об этом я хотела сказать: следует повышать степень контроля, в том числе общественного, за работой подобных установок, делать информацию об их локации и функционировании общедоступной, установить запрет на сжигание углеводородного сырья, а для установок по кремации увеличить санитарно-защитную зону и улучшить качество газоочистки. Нужно максимально снизить риски попадания в такие установки отходов, сжигание которых недопустимо. Сегодня этого и в помине нет.