Найти в Дзене
1,5 ЭМОЦИИ

В агрессии детей виноваты взрослые?

В прошлой статье мной была затронута тема агрессии у детей/подростков. Я написала, что я не бегу сочувствовать агрессивным детям, выяснять до 10 колена родственников, не обидел ли кто Васеньку, потому что есть люди, которым чувство агрессии по кайфу. Со мной не согласилась часть моих подписчиков, и я решила взглянуть на эту проблему чуть шире.

В современном мире принято сочувствовать всем. А еще искать причины девиантного поведения в детских травмах, сложных жизненных обстоятельствах и в прочих неудовлетворительных условиях.

Но, здесь есть одно но. По сравнению с 90-ми и 00-ми число маргинальных семей значительно уменьшилось. Люди объективно стали жить лучше. А вот дети стали злее, агрессивнее, жестче.

Может ли у интеллигентных, воспитанных, ласковых родителей вырасти хам, грубиян и агрессор? Да запросто.
Понимаете, если посадить любого преступника, и начать вести душевные разговоры, обязательно найдется виноватый в его судьбе. Ну просто потому что людям нравится перекладывать ответственность за свои неудачи на чужие плечи. Просто потому что, кто ищет, тот всегда найдет.

Так и с детьми:
- Петя, почему ты бьешь Машу?
Петя еще не умеет копаться в себе и не может ответить, что ему это нравиться. Что во время агрессии он чувствует кайф, драйв, адреналин.

Люди любят эти ощущения, но испытывают от разных вещей. Кто-то от прыжков с парашютом, кто-то от катания на велосипеде, а кому-то в кайф подраться.

Да, драться это классно, здорово и весело, я это ответственно заявляю, как человек, занимающийся единоборствами в прошлом. Спарринг - это замечательная возможность сбросить напряжение и поймать волну эндорфинов.

Петя знает, что по мнению взрослых бить Машу и вообще драться - это плохо. Поэтому ответить "потому что мне так захотелось" он не может. Значит, нужно искать оправдание, а лучше причину-повод:
- не так посмотрела, толкнула, обозвала

А еще Петя с ранних лет смотрит боевики, и знает, что хорошие парни всегда бьют плохих. Он, естественно, хороший. А это значит, что ему можно бить плохих - тех, кто с ним не согласен, тех, кто не делиться желаемой игрушкой. Он-то хороший, значит, все, кто ему противостоят плохие и его можно бить. Петя может и вовсе не злой по натуре, но он хочет подражать любимому герою и быть "крутым".

Петя взрослеет и твердо знает "агрессия - это плохо", но знает, что это чувство в нем есть. Психолог подскажет "все проблемы из детства!", и Петя обязательно вспомнит "тут мама голос повысила", "тут грубо ответила", а тут не разрешила что-то желанное, вот она, детская травма!

Конечно, когда рождается твое маленькое сокровище, такое нежное и ласковое к маме, сложно поверить, что в этой головке уже зародился темперамент и далеко не у всех характер милого зайчика. Да и люди не делятся на два типа: волков и зайцев, все гораздо сложнее.

У меня есть подруга, у нее сын, 4 года. Подруга - нежный цветочек, из тех, кто увидев на асфальте улитку, бережно перенесет ее на траву, чтобы не раздавили. Сын - веселый, активный, жизнерадостный мальчуган, нет, не злой. Но! Может кинуть камень в животных. Причем не в чужих, потому что испугался. Нет, в свою собаку. Разговоры не помогают. Разговаривала подруга мягко, разговаривал дед жестко, пока воз и ныне там.

Агрессия - это нормальное врожденное человеческое чувство, которое сопровождает человека на протяжении всей истории. Я бы даже сказала, что агрессия - это энергия, но вопрос в том, как ей воспользоваться.
Человек распущенный пустит в ход кулаки.
Человек остроумный выдаст едкую фразу, которая ранит похлеще кинжала.
Человек пассивный, не привыкший к такому накалу страстей - растеряется, как же ее использовать.

Я не отрицаю наличие сложных семей и как следствие сложных детей. Но я призываю не искать детские травмы там где их нет, и не гипертрофировать последствия тех или иных родительских действий.

Своими руками, ногами и языком управляет сам человек. В 5 лет, в 7 лет, в 18 лет. Он это делает сам. Если он знает, что что-то делать плохо, но повторяет это делать, значит он считает, что ему можно. Всем нельзя, а ему можно, потому что он особенный. Потому что он не привык себе в чем-то отказывать или как-то ограничивать себя, сдерживать.