Прекрасная дева с месяцем под косой и звездой во лбу — возможно, самый пленительный образ русской волшебной сказки. Ее изумительную красоту и грацию подчеркивает родство с птицей, которая еще с античных времен была символом чистоты, изящества и даже пророческого дара.
Но Михаил Врубель уловил в героине и ее древнюю суть, в которой тьма и свет сливаются воедино, как холодная морская стихия и божественная небесная. Эту двойственность он подчеркнул линией горизонта, где море и небо соединяются. Ведь чудесная красавица остается оборотнем. Пушкин превратил ее в однозначно положительный персонаж, но в народных сказках и былинах у крылатой девы более сложный характер. Возможно, поэтому Царевна-Лебедь Врубеля получилась печальная, отстраненная и безмерно далекая.
В античных мифах лебедь был священной птицей Аполлона, светозарного бога искусств, врачевателя и предсказателя будущего. Поэтому и самого лебедя считали вещей и мудрой птицей (в древности эти понятия часто совпадали). Кстати, этот момент учитывает и Пушкин — его героиня также дает Гвидону мудрые советы и исполняет желания. Колесница Аполлона была запряжена лебедями. На ней он каждую зиму отправлялся в мифическую страну Гиперборею, родину его матери Лето.
Также лебедь был связан с Афродитой, символизируя ее прелесть, и с самим Зевсом. В образе лебедя бог обольстил спартанскую царицу Леду — мать прекрасной Елены, Клитемнестры и близнецов Полидевка и Кастора. Облик белоснежной птицы усыпил бдительность Леды.
В средневековой Европе репутацию лебедя ненадолго испортили бестиарии, в которых утверждалось, будто у белых птиц черное мясо. Поэтому лебедь стал символом лицемерного человека. Впрочем, измышления схоластиков не пользовались популярностью. Лебеди оставались почитаемыми существами, королями водяных птиц и даже воплощением рыцарства. Яркий пример — поэмы о Рыцаре Лебедя «Элиокса» и «Беатриса». В немецком варианте герой получил имя Лоэнгрина. Позже эти мотивы обрабатывает Андерсен в сказке «Дикие лебеди».
Лебединые девы встречаются в северных мифах. В скандинавских легендах это валькирии — юные воительницы, которые прилетают на реки и озера, сбрасывают лебединое оперение и купаются. Смелые мужчины могли попытать удачу и, если им удавалось украсть перья, то лебединые девы становились их женами. Правда, обычно рано или поздно девушки находили свои перышки и улетали прочь. Поэтому некоторые имена валькирий прямо указывали на родство с лебедем, например, Сванхвит — то есть лебяжье-белая.
В немецких легендах лебединые девы уже не всегда являются валькириями, а имеют чаще водяную природу. Тем не менее, смельчакам они могут предсказать будущее. Этот мотив можно найти в «Песне о Нибелунгах».
В русских сказках у лебедей противоречивый характер. Иногда они слуги Бабы-яги, иногда наоборот спасают похищенного ребенка от нее. Герой былины Михайло Поток на охоте встречает лебедушку, которая превращается в красавицу Авдотью Лиховидьевну. Девушка становится женой богатыря, причем влюбленные обещают друг другу, что после смерти одного супруга другой последует за ним. Первой умирает Авдотья и Михайло хоронят вместе с ней — в доспехах и с оружием. В полночь прилетает змей, которого богатырь убивает и оживляет его кровью свою жену. Вся былина пронизана языческими мотивами и отголосками древних обрядов — от оборотничества самой героини, совместного погребения супругов до оживления девушки с помощью крови.
Однако есть и другая былина о Михайле и Авдотье Лебеди Белой, в которая неверная красавица предает его. Она превращает мужа в камень с помощью зелья и сбегает с царем Кощеем — то есть ее потусторонняя натура побеждает человеческую. Друзья Потока спасают его и казнят Кощея и саму Авдотью.
Интересно, что еще одна таинственная лебединая дева Обида присутствует в «Слове о полку Игореве». И она также недружелюбно настроена к русичам.
«И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Траянов.
Крыльями лебяжьими всплеснула,
Дон и море оглашая криком,
Времена довольства пошатнула,
Возвестив о бедствии великом».
Так что Пушкин полностью обелил чарующую Царевну-Лебедь, а Врубель вернул ей ее истинную природу, противоречивую и загадочную как первозданные стихии, сделал ее воплощением абсолютной красоты — покоряющей, неуловимой и губительной одновременно. Холодные оттенки только подчеркивают нездешность прекрасной Царевны-Лебеди.
#царевна-лебедь #мифология #пушкин #врубель #царевна #искусство