Найти в Дзене
Поподако

Экзамен.

Реальные случаи моей жизни.

Место: г. Москва, 1983(4).

… Преподаватель вызвала следующего... Она красива, не смотря, что за сорок. Стройная, небольшого роста с прекрасными пропорциями. Всегда уложенные волосы в тугой пучок или косу. Всегда в юбке чуть ниже колен. Нам, всем она нравилась. Судя по оценкам — мы ей тоже. Чего уж скромничать — и на других преподавателей мы, как группа производили хорошее впечатление. Наверное, благодаря старосте. А старостой был я...

Экзамен по литературе. Надо всего лишь выучить любое, понравившееся стихотворение и рассказать, стоя у доски. Чего проще… Но тут и кроется сложность. Стихотворение надо прочитать по памяти и с выражением. И, самое сложное — найти именно то, которое именно тебе захочется декламировать.

Неделя, которая нам была предоставлена на подготовку — пролетела. И теперь, накануне, наперебой, у друг друга спрашивали какое он (она) будут учить, чтоб не повторяться… Распределили… Теперь знали кто, что читает... Кроме меня… Я не мог выбрать… Хотелось эдакого…

Дома, выбрал Есенина, его портрет был в комнате… «Не жалею, не зову, не плачу…»... Прочитал. Проникся – «ДА, то, что надо!».

Всего пять четверостиший… ПЯТЬ. Казалось, что такого, взять и выучить.

Вроде выучил. Лёг спать. Снова пожалел, что поздно. В мыслях бубнило одно - «Не жалею... не зову... не плачу...». Вот ведь засело…

Утро. Снова опаздывал. Володька (мой дружок с самого начала учёбы) уже минут десять ждал. И вот зачем он спросил, что я выбрал? В моей башке снова забубнило: «Не жалею, не зову, не плачу...»…

Заканчивается всё и даже перерыв. Теперь экзамен. Прочитать то, что выучили и всё… Экзамен в диплом...

Натолкались, расселись. Столы непривычно пусты, только локти или руки. Повисло какое-то напряжение. Вошла, она, как обычно красивая. Тугая коса подчёркивала длинную шею… Тихо сказала: «Здравствуйте, ребята»…

«Ёлкино, а ведь это последняя пара с ней и всё. ВСЁ, предмета больше не будет» - подумалось мне. Было уж слишком тихо. Даже никто не шептался...

Она, открыла журнал группы, посмотрела. Закрыла. Не глядя на нас, предложила в любом порядке, кто как хочет...

Мы оживились, слегка зашумели… «Полетели» шуточки, типа: «кто первый на два бала выше, или тот не рассказывает — га-га-га...»… Я, как староста, «попросил» чуточку помолчать и начинать, а поговорим потом… Положив руку на Володькино плечо сказал, что хочешь, не хочешь, а надо, ты всё равно по списку первый — покажи как надо.

Он вышел к доске. Левой рукой откинул чёрные волосы и начал, не взирая на шум… С первого его произнесённого слова, все моментально стихли…

Он закончил, сел. ОНА, посмотрела на него и спросила: «А почему без выражения?…Ведь это поэзия... С ней нельзя так... То, что у Вас память хорошая, это совсем не значит, что надо «барабанить» слова. Надо прочувствовать саму стилистику, попытаться понять автора… Я могу, Вам, Володя, поставить только четыре... Вы согласны?»...

На её вопрос «кто следующий» - ответом была тишина. Мне пришлось её нарушить: «Позвольте мне...».

Вышел. Оглядел аудиторию… Она посмотрела на меня снизу: «Что будете...». Я прервал её, положив свою руку на её плечо… В голове, как-то зло свербело: «Хотите, чтоб зацепило?…— Нате!!!».

«НЕ... ЖАЛЕЮ….. НЕ ЗОВУ…… НЕ… ПЛАЧУ…… ВСЁ ПРОЙДЁТ…… Как с белых яблонь дым…… Увяданья золотом…… охваченный…… Я …… НЕ БУДУ…… БОЛЬШЕ…… молодым...»…

Я опустил голову, чтоб скрыть, откуда-то проступившие слёзы… Стало, как-то, очень тоскливо…

Огляделся — ВСЕ сидели опустив голову…

ОНА тронула меня за руку, оказывается, что я не убрал руки с её плеча, посмотрела снизу на меня — в её глазах тоже были слёзы… «Дальше… пожалуйста...»… Я убрал руку с её плечика и указал на своё горло, что, дескать, не могу говорить…

… После защиты диплома мне предлагали исправить четвёрки, по двум предметам, для «красного»… Один из них - литература… Я не стал… из принципа...

… «НЕ... ЖАЛЕЮ…..