Найти тему

Зона ближайшего развития.

Понятие это, было введено замечательным ученым, врачом, психологом - Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Он образно писал: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть, тем, что только созревает». Проще говоря, это понятие характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Так же, эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить с помощью взрослого, но после приобретения совместного опыта, он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Например, самостоятельное завязывание шнурков. Да, конечно, проще купить ребенку обувь на «липучках», это ваше право, однако вы тем самым лишаете ребенка самостоятельно преодолевать важные для его развития моменты. Считается, что ребенок способен завязывать шнурки в 4 -7 летнем возрасте. Однако, если ваш ребенок проявил интерес к этой задачи в три года, и вы терпеливо покажете ему, как это делается, то ваш ребенок скорее всего научится завязывать шнурки гораздо раньше своих сверстников. Это даст ему возможность, как он сам и хотел, стать более самостоятельным. Или например, счет в переделах 20. Если вы покажете ребенку как это делается, чуть ранее, чем ему положено знать, скажем так «войдете в его зону ближайшего развития», у ребенка появится шанс гораздо быстрее усвоить новый материал, и научиться самостоятельно решать более сложные задачи. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психически процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка» подчеркивал Лев Семенович Выготский. Не теряйте же эту уникальную возможность развивать, обучать, передавать свой опыт ребенку, который благодаря этому сможет быстрее стремиться к вершинам знаний и умений.