Найти тему
Red Line Team

Тест моторных масел 10W-40 и 10W-50 для дорожных мотоциклов

Дата написания материала: 11.04.2013г.

Castrol Power 1 Racing 4T 10W-50
Ipone Katana Full Power 4T 10W-50
Liqui Moly Motorrad 4T 10W-40
Motorex Top Speed 4T 10W-40
Motul 7100 Ester 4T 10W-40
Repsol Moto Sintetico 4T 10W-40
Тотек Астра Робот HR 4T 10W-40

Не смотря на тотальное отставание России от Италии или Германии в количестве двухколесного транспорта на душу населения, мотокультура в нашей стране медленно, но верно распространяется даже среди самых «отмороженных» «однопроцентников». «Двухколесные» всё более вдумчиво подходят к вопросу приобретения качественной экипировки, моторезины и расходников.
Не менее прочно укоренилась в умах и необходимость использовать только качественное моторное масло для своего стального коня. Ещё бы! Никому не хочется из-за копеечной экономии угробить мотор и провести остаток сезона, занимаясь его дефектовкой. Вот только какое моторное масло считать качественным? При отсутствии объективных тестов и испытаний мотоциклистам приходится полагаться на рекламу и сложившуюся в мотосообществе репутацию того или иного продукта.
Что касается моторных масел для 4-тактных мотоциклов, на различных мотофорумах можно прочитать самые фантастические и невероятные «советы бывалых», касающиеся рекомендованных марок моторных масел, а так же способов его применения. Но большинство их сводится к простому и понятному сердцу каждого мотоциклиста слову из 5 букв – «Motul». Оставим за рамками данного материала вопрос, как удалось французской мотохимии достичь такого коммерческого успеха. Постараемся лишь объективно сравнить один из самых популярных продуктов корпорации с его прямыми конкурентами.
Для этого мы отобрали 7 образцов синтетического моторного масла, пожалуй, самых распространенных классов вязкости: 10W-40 и близкого ему: 10W-50. Именно на такую вязкость рассчитано большинство двигателей современных дорожных мотоциклов. При этом заявленные характеристики всех без исключения образцов были, без преувеличения, очень высоки. А чтобы добавить пикантность и интригу и без того многообещающим испытаниям, в компанию к именитым зарубежным производителям, мы добавили единственное анонсированное масло для 4-тактных двигателей российского производства Тотек.

Организация испытаний.

Ни для кого не секрет, что наиболее объективным сравнение моторных масел будет, если проводить его в условиях максимально приближенных к естественному режиму эксплуатации. То есть, необходимо залить отобранные образцы в моторы семи одинаковых мотоциклов и с одинаковой скоростью пустить их по тарированной замкнутой трассе под управлением одинаковых водителей.
Чтобы понять, а не существует ли менее затратного способа, мы обратились в Российский Государственный Университет Нефти и Газа им. И.М.Губкина. Где, как выяснилось, уже давно разработаны и применяются методики испытания и тестирования любых параметров и характеристик горюче-смазачных материалов. Ознакомившись с представленными образцами, и выслушав наши пожелания, сотрудники института предложили нам готовую методику, в наибольшей степени отвечавшую поставленной задаче. В роли консультанта и организатора теста выступил Доцент кафедры химической технологии и технологии смазочных материалов и химмотологии, Багдасаров Леонид Николаевич.

-2

И сразу же им были высказаны первые прогнозы. Наряду с дизайнерскими пластиковыми бутылками с продукцией именитых зарубежных брендов металлическая банка с этикеткой «Тотек Астра Робот» из города Переславль-Залесский выглядела жалкой пародией на высококачественный продукт, попавший в эту компанию по недоразумению.
- Поймите, - говорил нам Леонид Николаевич Багдасаров, обводя руками уходящие вдаль ряды испытательных лабораторий - невозможно без всего этого создать высококачественное моторное масло. Только концерны мирового уровня могут позволить себе вести масштабные исследования и испытания, необходимые для создания сбалансированного продукта.
Но мы были неумолимы. В конце концов, всегда хочется знать точно – на сколько мы отстаем в техническом уровне от пресловутой заграницы.
А по истечению месяца, когда все образцы были подвергнуты издевательствам, на которые способны лишь российские нефтяники, мы снова встретились с Леонидом Николаевичем, и он снова прокомментировал каждый из изученных нами параметров, на этот раз уже имея распечатки результатов на руках.
Итак, не смотря на пессимистические прогнозы, все до единого масла показали полное соответствие заявленных параметров вязкости, хорошие противоизносные свойства и высокую стойкость к внешним воздействиям. Причем, российское масло не провалило ни одного испытания!
Какие же параметры мы испытывали в ходе нашего теста.

Испытываемые параметры.

Вязкостно-температурные свойства – одна из важнейших характеристик моторного масла. От этих свойств зависит диапазон температуры воздуха, в котором данное масло обеспечивает «холодный» пуск двигателя, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температурах.
Индекс вязкости всегда выносится на упаковку масла в качестве маркировки, и именно по этому параметру мы определяем, подходит ли то или иное масло для применения в нашем двигателе.
Все закупленные нами для испытания масла, если верить маркировке, способны работать в широком диапазоне температур, от «глубокого минуса» до тех значений, которые наблюдаются в современных высокофорсированных двигателях на предельных оборотах. При этом индекс «10W» на упаковке говорит, что все отобранные нами образцы должны обеспечить вязкость не более 2600 мм²/с при температуре -18°С. Что касается «холодного пуска» в условиях арктической зимы – поверим производителям на слово. Слава богу, редкие мотоциклисты насилуют свою технику в подобных условиях. А вязкостные свойства образцов при температуре 100°С мы проверили с пристрастием. Значение кинематической вязкости при такой температуре должно быть равно от 12,5 до 16,3 мм²/с для 10W-40  и – от 16,3 до 21,9 мм²/с для 10W-50. Все испытываемые нами масла полностью соответствуют заявленным характеристикам. При этом очевидно, что масла класса 10W-50 являются сами по себе более высокотехнологичными и способными работать в более широком диапазоне температур. А их большая вязкость при высоких температурах способствует меньшему износу смазываемых деталей в критических режимах, так как обеспечивает большую прочность масляной пленки в этих условиях.
Кроме того, измерив кинематическую вязкость при 40°С, мы смогли подсчитать так называемый Индекс вязкости. Это показатель, определяющий насколько изменяются свойства масла при изменении температуры. Чем он выше, тем меньше изменяется вязкость масла в различных условиях.
И снова никаких сюрпризов. Масла 10W-50 имеют более высокий Индекс вязкости чем образцы 10W-40.

Щелочное число и Кислотное число.
Данные параметры моторных масел позволяют нам оценить сразу несколько его важных свойств.
Прежде всего, баланс между щелочным и кислотным числом определяет степень деградации (старения) масла в ходе его работы.
Один из основных факторов влияющих на ухудшение качеств масла – непрерывное его окисление. В ходе окисления повышается коррозионность, склонность к образованию отложений, а так же затруднение холодного пуска и ухудшение прокачиваемости масла.Так как условия работы масла в двигателе очень жесткие, предотвратить этот процесс полностью невозможно. Но введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно снизить его скорость. Эти присадки имеют щелочную основу и основной показатель их наличия и концентрации – Щелочное число.
В ходе окисления масла происходит повышение Кислотного числа и снижение Щелочного числа. Критическим считается снижение Щелочного числа на 50% от его начального уровня, или повышение Кислотного числа до уровня 80% от фактического Щелочного числа.
Кроме того щелочную реакцию, как правило, дают и моющее-диспергирующие присадки, препятствующие образованию нагара и лака, поддерживающие продукты окисления и загрязнения во взвешенном виде. Поэтому, Щелочное число косвенно свидетельствует и о концентрации этого вида присадок.
В то же время противоизносные присадки, как правило, дают кислую реакцию. И Кислотное число чаще всего свидетельствует о высокой концентрации противоизносных присадок.
В исходном виде все масла продемонстрировали сбалансированные характеристики. При этом повышенное Кислотное число масла Тотек позволяет предположить в его составе высокое содержание противоизносных присадок. При этом, Тотек остается сбалансированным продуктом, так как его Щелочное число пропорционально выше.

Трибологическая характеристика.
Пожалуй, единственный метод, позволяющий в лабораторных условиях оценить противоизносные и противозадирные свойства моторного масла. Более точно их можно оценить лишь в ходе моторных испытаний по потере массы поршневых колец, задиру или питтингу кулачков и толкателей, линейному износу этих деталей и цилиндров, состоянию поверхностей трения.
Трибологические характеристики определяются на четырехшариковой машине трения при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс). В ходе испытаний оценивается показатель, выражающийся в диаметре износа пятна контакта.
Полностью подтвердилось наше предположение о высоком содержании противоизносных присадок в масле Тотек. По диаметру пятна износа трущихся поверхностей это масло показало лучший результат в тестируемой группе. Как не странно, наихудший показатель в ходе этих испытаний показал популярный Motul. Справедливости ради отметим, что все результаты, показанные испытанными маслами, являются очень высокими, и даже аутсайдеры теста по своему уровню значительно превосходят «среднестатистический» уровень подобных продуктов.

На этой аппаратуре происходит окисление масел при температуре 180 градусов
На этой аппаратуре происходит окисление масел при температуре 180 градусов

Испаряемость по NOACK
Фактически этот параметр напрямую связан с расходом масла на угар. Кроме того, различные компоненты испаряются неравномерно, нарушая сбалансированность характеристик и снижая качество масла. Относительно большим можно считать показатель выше 15%. Из наших образцов лишь Liqui Moly немного превысил эту величину. Показатели остальных образцов укладываются в допустимые значения. А невероятно низкая испаряемость масла Castrol и вовсе демонстрирует фантастический результат, на голову превосходя конкурентов по этому параметру.

Окислительная стабильность.
Для того, чтобы определить скорость деградации (старения) масла в ходе эксплуатации мы провели испытания на окислительную стабильность. В течении 24 часов отобранные образцы окислялись в специальной камере при температуре 180°С. В двигателе до такой температуры масло может нагреваться лишь на стенках цилиндров. Но время нахождения его там крайне мало, так как при каждом движении поршня вниз маслосъемные кольца направляют всё повстречавшееся им масло обратно в поддон, где температура значительно меньше. Поэтому непрерывное нахождение масла в течении 24 часов при такой высокой температуре само по себе достаточно серьезное испытание.



В ходе этого теста нас ждали основные сюрпризы.
В худшую сторону отличился продукт Liqui Moly. После суточного окисления его Кислотное число повысилось значительно сильнее других образцов. Применительно к нему можно говорить о слишком быстром окислении масла и утрате им своих свойств с нежелательно высокой скоростью.
Второй сюрприз преподнесло нам масло Motul. После суточного окисления его вязкость при 100°С и при 40°С выросла вместе с Индексом вязкости. То есть его и без того высокие характеристики после серьезного испытания ещё более повысились. Комментирующий наши испытания Леонид Николаевич высказал предположение, что компоненты данного масла не были должным образом растворены на заводе при его изготовлении. А при окислении загущающие присадки растворились должным образом, повысив свойства масла и сделав его характеристики более сбалансированными. Можно так же допустить, что мы имеем дело с неким хитроумным инженерным решением, позволяющим маслу выйти на заданные характеристики не сразу, а в ходе работы в двигателе, тем самым отодвигая момент его критической деградации. В любом случае, масло Motul показало высокую сопротивляемость внешним нагрузкам, ухудшающим его свойства.

Подводя итоги испытаний, мы решили не заниматься традиционным в таких случаях распределением мест между участвовавшими в обзоре маслами. Во-первых, лабораторные испытания, не до конца отражают те свойства масел, которые они демонстрируют во время работы в двигателях. И хотя изученные нами параметры позволяют с серьезной долей уверенности говорить о тех или иных качествах масел, мы допускаем, что в реальности они могут немного отличаться. А во-вторых, мы хотим, чтобы каждый интересующийся данным вопросом мотоциклист постарался ответить сам для себя на вопрос о том, какие качества моторного масла он считает для себя первостепенными. Мы же постарались привести все необходимые данные для принятия такого решения.

Castrol Power 1 Racing 4T 10W-50

-4


Вязкость кинематическая при 40°С: 118,40 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 17,46 мм²/с
Индекс вязкости: 163
Щелочное число: 9,16 мг КОН/г
Кислотное число: 2,311 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 3,45%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,40 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: –5,07%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: –3,72%
Индекс вязкости после окисления: 163
Изменение кислотного числа: –0,381 мг КОН/г

Масло Castrol продемонстрировало наименьшую испаряемость в тесте, что дает оснавания предположить минимальный расход масла в ходе эксплуатации. Окислительная стабильность – так же сильная сторона этого продукта. По стойкости к окислению Castrol уступил лишь маслу Motul. Противоизносные свойства, скорее, средние. Маркировка 10W-50 дает преимущество по индексу вязкости.

«+»: стойкость к деградации, низкая испаряемость, высокий индекс вязкости.

«-»: противоизносные свойства на среднем уровне.

Motorex Top Speed 4T 10W-40

-5

Вязкость кинематическая при 40°С: 89,27 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 13,98 мм²/с
Индекс вязкости: 161
Щелочное число: 6,64 мг КОН/г
Кислотное число: 1,952 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 9,1%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,38 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: -0,08%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: 0,14%
Индекс вязкости после окисления: 161
Изменение кислотного числа: -0,188 мг КОН/г

Индекс вязкости лучший для масел 10W-40 и уступает только двум маслам 10W-50. По противоизносным свойствам Motorex на втором месте. Окислительная стабильность так же на высоте (3-й показатель). С испаряемостью дела обстоят чуть хуже. Баланс характеристик этого масла можно признать одним из лучших в тесте.

«+»:отличные противоизносные свойства, стойкость к деградации, высокий индекс вязкости,

«-»: испаряемость хуже среднего показателя в тесте.

Motul 7100 Ester 4T 10W-40

-6

Вязкость кинематическая при 40°С: 97,71 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 14,70 мм²/с
Индекс вязкости: 157
Щелочное число: 7,84 мг КОН/г
Кислотное число: 2,043 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 9,0%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,45 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: 13,26%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: 11,90%
Индекс вязкости после окисления: 161
Изменение кислотного числа: -0,861 мг КОН/г

Невероятная стойкость к деградации соседствует с худшими в тесте противоизносными качествами. Показатель испаряемости средний в тесте. Индекс вязкости так же, скорее, средний.

«+»: окислительная стабильность лучшая в тесте

«-»: противоизносные свойства худшие среди отобранных образцов.

Ipone Katana Full Power 4T 10W-50

-7

Вязкость кинематическая при 40°С: 132,61 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 19,43 мм²/с
Индекс вязкости: 167
Щелочное число: 7,42 мг КОН/г
Кислотное число: 1,915 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 7,6%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,41 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: -2,07%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: -1,62
Индекс вязкости после окисления: 167
Изменение кислотного числа: 0,081 мг КОН/г

Лучший индекс вязкости в тесте. Противоизносные свойства средние. Окислительная стабильность средняя. Испаряемость крайне низкая, хотя и отстает от лучшего показателя в тесте.

«+»: Индекс вязкости лучший в тесте. Низкая испаряемость

«-»: противоизносные свойства и окислительная стабильность на среднем уровне.

Repsol Moto Sintetico 4T 10W-40

-8

Вязкость кинематическая при 40°С: 106,19 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 15,87 мм²/с
Индекс вязкости: 160
Щелочное число: 6,68 мг КОН/г
Кислотное число: 1,949 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 8,3%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,40 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: -4,11%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: -3,65%
Индекс вязкости после окисления: 158
Изменение кислотного числа: -0,066 мг КОН/г

Все, абсолютно все показатели этого масла находятся на среднем уровне. Ни единого провала. Но и ни одного лидерства в какой-либо номинации.

«+»: ни одного провала по какому-либо показателю.

«-»: не показало это масло и ни одного лидирующего результата.

Liqui Moly Motorrad 4T 10W-40

-9

Вязкость кинематическая при 40°С: 101,44 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 14,87 мм²/с
Индекс вязкости: 153
Щелочное число: 7,88 мг КОН/г
Кислотное число: 1,825 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 16,7%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,42 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: -6,27%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: -2,13%
Индекс вязкости после окисления: 159
Изменение кислотного числа: 0,763 мг КОН/г

Худшие показатели испаряемости и индекса вязкости. Противоизносные свойства так же не на высоте. Но хуже всего обстоят дела с окислительной стабильностью. Масло деградирует слишком быстро. Как бы мы не хотели это писать, но на лицо явный аутсайдер теста.

«+»: в ходе теста не обнаружено.

«-»: Противоизносные качества, испаряемость, индекс вязкости, окислительная стабильность.

Тотек Астра Робот HR 4T 10W-40

-10

Вязкость кинематическая при 40°С: 93,67 мм²/с
Вязкость кинематическая при 100°С: 14,15 мм²/с
Индекс вязкости: 155
Щелочное число: 10,90 мг КОН/г
Кислотное число: 2,808 мг КОН/г
Испаряемость по NOACK: 11,47%
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс): 0,32 мм
Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов):
Изменение кинематической вязкости при 40°С: -2,34%
Изменение кинематической вязкости при 100°С: -2,53%
Индекс вязкости после окисления: 154
Изменение кислотного числа: -0,135 мг КОН/г

Лучшее масло в тесте по противоизносным свойствам. Окислительная стабильность на среднем уровне. Испаряемость выше среднего уровня. Индекс вязкости самый низкий после Liqui Moly. А после окисления становится самым низким в тесте. При этом продолжает «укладываться» в нормативы для данного класса масел. Нельзя не отметить, что для небольшой отечественной компании – это фантастический результат.

«+»: лучшие противоизносные свойства в тесте.

«-»: индекс вязкости и испаряемость.

Текст и фото: Андрей Родионов