В первой части статьи мы рассмотрели краткую историю Таро: оно появилось в эпоху Возрождения, однако оккультное значение приобрело только в начале XIX века благодаря деятельности Герметического ордена Золотой Зари и лично Артура Эдварда Уэйта, автора широко известной колоды Райдера–Уэйта. Или всё же Райдера–Уэйта–Смит?
Давайте разбираться. С Уэйтом, по крайней мере, всё понятно: Артур Эдвард Уэйт скомпоновал свои инсайты в книге «Ключ к Таро», которая и легла в основу, пожалуй, самой известной из двух классических колод (вторая — Таро Тота, созданная Алистером Кроули и леди Фридой Харрис). Уильям Райдер — первый издатель колоды, включивший своё имя в название.
Однако ни Уэйт, ни Райдер не рисовали колоду Райдера–Уэйта. У Уэйта был только текст с подробным описанием значения карты и её внешнего вида, у Райдера — возможности для издания; нужен был человек, который проиллюстрирует уэйтов «Ключ к Таро».
Этим человеком стала английская художница американского происхождения Памела Колман-Смит, состоявшая в ордене Уэйта.
Памела Колман-Смит родилась в Лондоне в 1878 году в семье американского торговца Чарльза Эдварда Смит и Коринны Колман. Образование она получила в Институте Пратта (одно из ведущих учебных заведений в области искусства в США) и, помимо колоды Уэйта, иллюстрировала, например, последний роман Брэма Стокера «Логово Белого Червя», а также книгу английской актрисы Эллен Терри о русском балете.
Памела Колман-Смит поддерживала движение суфражисток (движение за предоставление женщинам избирательных прав) и состояла в коллективе профессиональных иллюстраторов с говорящим названием Suffrage Atelier (дословно — «Мастерская суфражисток»).
Печально, что именно её имя впоследствии исчезло из названия колоды, которую она иллюстрировала (в том числе по причине несоответствий в английском и американском законодательстве).
Однако именно в связи с защитой прав художницы Памелы Колман-Смит колода была защищена авторскими правами вплоть до 1 января 2022 года и совсем недавно перешла в общественное состояние.
С какой же колоды начинать?
Несмотря на то, что Таро — это система, оно оставляет много пространства для интуитивного мышления, для работы бессознательного. Бессознательное общается образами. Поэтому ключевой момент в работе с Таро — изображение на карте должно вызывать у вас отклик. Здесь нужно принимать во внимание, что Таро в исполнении Уэйта–Смит — колода довольно специфическая, включающая в себя как христианскую мистику, так и оккультное знание.
На мой взгляд, колода Уэйта–Смит хороша для теоретического обучения, но начинать практику лучше с той колодой, которая вам откликается.
Здесь может быть много формулировок: «колода, к которой вы чувствуете особое расположение», «колода, которая вас выбрала», «колода, которую вы не смогли выпустить из рук». В моём случае я просто не могла отвести глаз от Fairy Lights Tarot (рус. Таро Сверкающих Фей).
А с какой колодой начинали работать вы?
Список литературы:
- Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро
- Галина Бедненко. Старшие арканы Таро
- Kaplan, Stuart R. (2009). The Artwork & Times of Pamela Colman Smith