Найти тему

Вечная классика: почему (не) нужно начинать с Райдера–Уэйта. Часть 2

В первой части статьи мы рассмотрели краткую историю Таро: оно появилось в эпоху Возрождения, однако оккультное значение приобрело только в начале XIX века благодаря деятельности Герметического ордена Золотой Зари и лично Артура Эдварда Уэйта, автора широко известной колоды Райдера–Уэйта. Или всё же Райдера–Уэйта–Смит?

Изображение из публичного доступа Pexels
Изображение из публичного доступа Pexels

Давайте разбираться. С Уэйтом, по крайней мере, всё понятно: Артур Эдвард Уэйт скомпоновал свои инсайты в книге «Ключ к Таро», которая и легла в основу, пожалуй, самой известной из двух классических колод (вторая — Таро Тота, созданная Алистером Кроули и леди Фридой Харрис). Уильям Райдер — первый издатель колоды, включивший своё имя в название.

Однако ни Уэйт, ни Райдер не рисовали колоду Райдера–Уэйта. У Уэйта был только текст с подробным описанием значения карты и её внешнего вида, у Райдера — возможности для издания; нужен был человек, который проиллюстрирует уэйтов «Ключ к Таро».

Этим человеком стала английская художница американского происхождения Памела Колман-Смит, состоявшая в ордене Уэйта.

Памела Колман-Смит в октябре 1912 года. Фотограф неизвестен
Памела Колман-Смит в октябре 1912 года. Фотограф неизвестен

Памела Колман-Смит родилась в Лондоне в 1878 году в семье американского торговца Чарльза Эдварда Смит и Коринны Колман. Образование она получила в Институте Пратта (одно из ведущих учебных заведений в области искусства в США) и, помимо колоды Уэйта, иллюстрировала, например, последний роман Брэма Стокера «Логово Белого Червя», а также книгу английской актрисы Эллен Терри о русском балете.

«Синий кот», 1907 г. Работа Памелы Колман-Смит
«Синий кот», 1907 г. Работа Памелы Колман-Смит

Памела Колман-Смит поддерживала движение суфражисток (движение за предоставление женщинам избирательных прав) и состояла в коллективе профессиональных иллюстраторов с говорящим названием Suffrage Atelier (дословно — «Мастерская суфражисток»).

Печально, что именно её имя впоследствии исчезло из названия колоды, которую она иллюстрировала (в том числе по причине несоответствий в английском и американском законодательстве).

Однако именно в связи с защитой прав художницы Памелы Колман-Смит колода была защищена авторскими правами вплоть до 1 января 2022 года и совсем недавно перешла в общественное состояние.

С какой же колоды начинать?

Несмотря на то, что Таро — это система, оно оставляет много пространства для интуитивного мышления, для работы бессознательного. Бессознательное общается образами. Поэтому ключевой момент в работе с Таро — изображение на карте должно вызывать у вас отклик. Здесь нужно принимать во внимание, что Таро в исполнении Уэйта–Смит — колода довольно специфическая, включающая в себя как христианскую мистику, так и оккультное знание.

На мой взгляд, колода Уэйта–Смит хороша для теоретического обучения, но начинать практику лучше с той колодой, которая вам откликается.

Здесь может быть много формулировок: «колода, к которой вы чувствуете особое расположение», «колода, которая вас выбрала», «колода, которую вы не смогли выпустить из рук». В моём случае я просто не могла отвести глаз от Fairy Lights Tarot (рус. Таро Сверкающих Фей).

Fairy Lights Tarot
Fairy Lights Tarot

А с какой колодой начинали работать вы?

Список литературы:

  1. Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро
  2. Галина Бедненко. Старшие арканы Таро
  3. Kaplan, Stuart R. (2009). The Artwork & Times of Pamela Colman Smith

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц