Найти тему

Вечная классика: почему (не) нужно начинать с Райдера–Уэйта. Часть 1

Оглавление

Современных практикующих тарологов можно условно разделить на три группы:

1) те, кто утверждает, что работать с Таро дозволено только им (иногда вам разрешается попробовать под их чутким руководством);
2) те, кто в общем-то не против продать вам колоду Таро, но убеждён, что начинать нужно непременно с классики;
3) и наконец, те, кто выступает за абсолютную свободу выбора.

Сегодня поговорим о втором типе и сразу проясним, что в Таро считается классикой. Конечно, речь идёт о колоде Таро Райдера–Уэйта, а если быть более точными, то Райдера–Уэйта–Смит. Но почему именно эта колода считается каноничной и, что более интересно, откуда взялась третья фамилия в названии?

Изображение из публичного доступа Pexels
Изображение из публичного доступа Pexels

Вернее сказать — как она оттуда исчезла. Итак, если вам уже приходилось погружаться в тему Таро, то вы наверняка знаете, что жил во второй половине XIX — начале XX столетия некто англичанин Артур Эдвард Уэйт. Был он не самым активным последователем оккультного ордена «Золотой Зари», метался между магией и религией, но всё же оставил после себя колоду Таро, да не простую, а повлиявшую на развитие всей системы.

Артур Эдвард Уэйт в 1921 году. Coburn Collection — New York Public Library Archive
Артур Эдвард Уэйт в 1921 году. Coburn Collection — New York Public Library Archive

Короче, история

Когда заходит речь об истории Таро, нередко можно услышать, что Таро появилось в Египте, а в европейские страны попало благодаря цыганам и что использовалось оно только аристократами и исключительно для гадания. Ну или что-то подобное.

На самом же деле никакого отношения к Египту карты Таро не имеют и ведут своё происхождение от игральных карт, которые христианская Европа позаимствовала у мусульман в конце XIV — начале XV века.

В Европе как раз начиналась эпоха Возрождения с её любовью к символам, стандартного набора игральных карт европейцам показалось недостаточно — и в Северной Италии (её можно считать флагманом Ренессанса) в дополнение к игральным появились символические карты. Они действительно использовались при дворе знати, однако вовсе не для прорицания, а для игры. На самых старых из дошедших до нас символических карт (а это колода Висконти-Сфорца) нет даже номеров и названий карт, что свидетельствует об отсутствии какого-либо порядка. К тому же изображения на картах можно считать символами времени: так, помимо излюбленных образов эпохи Возрождения (Фокусника, Папы, Императора, Колеса Фортуны, Луны и Солнца), на картах фигурировали изображения античных божеств, астрологических символов и прочая, и прочая. Одно слово — Возрождение.

Таро Висконти-Сфорца, или Страдающее Средневековье 2.0
Таро Висконти-Сфорца, или Страдающее Средневековье 2.0

А как же предсказания?

Осмысление Таро как оккультного инструмента и оккультной практики началось только в XVIII веке; тогда же и появились версии древнеегипетского и древнееврейского происхождения Таро. Однако самое мощное развитие система Таро получила в опытах Герметического ордена Золотой Зари. Именно последователями Золотой Зари была определена та последовательность, в которой сегодня располагаются Старшие арканы, разработана их символика, заданы основные значения Числовых карт (Младшие арканы от Туза до Десятки). Уэйту, который после распада Золотой Зари возглавил один из дочерних орденов, принадлежит заслуга систематизации, результатом которой и явилась колода Райдера–Уэйта. Или всё же Райдера–Уэйта–Смит?

Продолжение здесь.