... Какая-то, пока ещё неведомая мне, сила подхватила меня под мышки, приподняла и стремительно потащила вперёд, при этом мои ноги оторвались от дна водоема, хотя в моих руках находились четырнадцатикилограммовые траки от гусеничной ленты танка Т-62 - по одному в каждой, так называемый "балласт", необходимый мне для преодоления положительной плавучести надетого на меня дыхательного аппарата и для удержания на глубине - под поверхностью воды.
Еще несколько секунд назад, медленно переставляя босые ноги по липкому бетонному дну давно нечищеного бассейна, держа в руках тот самый "балласт", периодически касаясь правым плечом его шершавой стенки, покрытой кафельной плиткой, я "нарезал" очередной круг по его периметру.
Я двигался вторым в колонне из семи человек, передвигающихся друг за другом с интервалом в 2-3 шага. Через стёкла очкового узла шлем-маски, надетой мне на голову и плотно закреплённой на ней по периметру лаза в шлем-маску шлевками, пряжками и лямками с уступами, я не видел практически ничего - в том числе даже спину впереди идущего товарища. Мутная вода рыже-коричневого цвета очень сильно затрудняла нам обзор, поэтому единственной возможностью не потерять ориентацию на дне бассейна, являлось передвижение вдоль его стен - впритирку.
Если поднять голову вверх, то ещё можно было различить бледные пятна от включенных светильников на потолке помещения, дрожащих и переливающихся от создаваемой нашими движениями ряби на поверхности воды, находящейся где-то в двух метрах над нашими головами.
Вода была для меня была настолько холодной, что я еле-еле сдерживался, чтобы не бросить этот "балласт" и всплыть и грести-грести освободившимися от груза руками до тех пор, пока окоченевшие мышцы тела не заноют от приятной усталости, а разогревшаяся кровь бодро не побежит по заледеневшим венам.
А вместо этого, медленно, "гуськом", мы завершали четвёртый круг, из положенных нам пяти на сегодняшних занятиях, по периметру бассейна, в данный момент проходя мимо вертикальной металлической лестницы, ведущей вниз - от бортика бассейна до его дна, служащей для спуска в воду и подъёму из неё и являющейся для нас "точкой отсчёта".
Миновав лестницу, оставшуюся в нескольких шагах за нашей спиной, мы и столкнулись с неожиданностью - нас закружила и понесла неведомая сила.
И теперь, оторвав мои ноги от дна бассейна, эта сила понесла меня с ускорением вперёд, и я мчался, стремительно рассекая мутную толщу воды, на краткий миг даже почувствовав себя Гешой из фильма "Бриллиантовая рука", которого во время рыбалки на буксире тащил его соучастник - Лёлик.
Не успев ещё ничего толком сообразить, как перед стёклами моей шлем-маски что-то мелькнуло и я повстречался своим лицом с возникшим препятствием - спиной впереди идущего от меня сослуживца, а по ощутимым толчкам и ударам в спину почувствовал, что меня нагнал кто-то из сзади идущих, скорее даже они все - одним скопом.
На мгновение притормозив, нас, с еще большей силой, снова дёрнуло вперед и понесло, на ходу закручивая причудливой спиралью и переплетая между собой наши руки и ноги, страховочные тросы, прикреплённые к поясным ремням, соединительные трубки и другие части наших изолирующих противогазов. Несколько мгновений спустя, наша перекрученная "куча-мала" уже представляла из себя некую дикую смесь, напоминая собой что-то среднее между гроздью винограда и буйным пациентом в смирительной рубашке.
А в моей голове в это время уже роились всякие дурные мысли, вытесняющие оттуда возникшую первую растерянность и недоумение, и грозящие, в скором времени, перерасти в животную панику. И всё это ещё усугублялось отсутствием видимости и царившей вокруг нас зловещей тишиной - толща воды и резина шлем-маски, плотно прилегающей к ушам, не пропускали ни единого звука, а, если бы и пропускали, то кричать и разговаривать в них мы всё равно бы не смогли...
А всего лишь полчаса назад мы стояли хотя и на ледяной, но всё же твёрдой поверхности и дышали хоть и тяжелым от влажности, но всё же естественным воздухом, а не газовой смесью, проходящей через дыхательный мешок к регенеративному патрону и обратно изолирующего противогаза ИП-5 - индивидуального средства защиты и спасения человека, предназначенного для выхода из затопленных (затонувших) объектов бронетанковой техники методом свободного всплытия или методом постепенного подъема на поверхность воды на глубинах до 7 метров.
.... - Товарищи курсанты! Напоминаю вам требования безопасности при работе с изолирующим противогазом!, - двигаясь туда и обратно вдоль линии строя нашего взвода, преподаватель кафедры вождения боевых машин продолжал инструктаж.
- При пользовании изолирующими дыхательными аппаратами(ИДА) всех типов запрещается - хранить отработанные регенеративные патроны совместно с неотработанными патронами и собранными аппаратами, приступать к работе в ИДА, в котором не сработал пусковой брикет ..., - заученными рубленными фразами и безжизненным, как бы механическим, голосом без каких-либо эмоций, который нас больше усыплял и вводил в транс, чем от чего-либо предостерегал, продолжал подполковник.
Мы стояли перед ним на краю бассейна, наполненным почти до краёв мутной холодной водой, в две шеренги - первая шеренга, как любили у нас шутить, была одета "по форме номер раз - часы, трусы, противогаз", которая, в кои-то веки совпала с этой "бородатой" шуткой (за исключением часов) - в одних казённых армейских трусах и с надетым на голые плечи комплектом изолирующего противогаза ИП-5 в положение «наготове» - дыхательный мешок располагался вокруг шеи, а нагрудник с регенеративным патроном и лицевой частью - на груди, а вторая шеренга "по форме номер три" - в летней полевой форме без поясных ремней и головных уборов.
Почти все мои сокурсники уже находились в полудремотном состоянии, убаюканные этим голосом, покачиваясь из стороны в сторону и изо всех сил стараясь удержать в открытом состоянии слипающиеся глаза и уловить смысл слов, произносимых преподавателем.
- ...переводить рычаг пускового устройства регенеративного патрона в рабочее положение при закрытых заглушках, погружаться под воду на глубину более 7 метров, ..., - как-будто издалека продолжало доноситься до меня, попадая в одно ухо и вылетая из другого, не задерживаясь ни на секунду между ними - в самой голове.
От того, чтобы не заснуть стоя, как лошадь, меня пока ещё удерживало чувство самосохранения - я стоял на самом краю бассейна и это грозило мне неконтролируемым падением в его мутную и холодную воду, да и сам холод. В помещении, где находился учебный класс с бассейном, было, мягко говоря, свежо - температура окружающего воздуха в нём стремилась к нулю, усугубляясь повышенной влажностью от воды, находящейся в бассейне.
Покрытые мурашками "гусиной кожи" , со стоящими "дыбом" волосами на ее поверхности, разукрашенной красно-сине-лиловыми пятнами от прилившей крови, мы стояли у ледяного бассейна, время от времени вздрагивая от холода.
"- Господи, скорее бы ты уже закончил!", - лишь одна эта мысль шевелилась в моей голове, вытесняя все остальные мысли, а тем более слова, произносимые преподавателем.
- ...всем ясно?, - наконец-то донёсся заключительный вопрос подполковника до моего заледеневшего мозга.
- Так точно!, - раздалось ему в ответ несколько полусонных голосов из строя.
- Не понял - вам всем всё ясно?, - громко и чётко переспросил подполковник.
Этот громкий вопрос заставил нас выйти из дремотного оцепенения, окутавшего нас своей липкой паутиной, и вздрогнуть, приходя в себя.
- Так точно!,- громко и уже более слаженно, в ответ гаркнули мы ему в двадцать с лишним глоток.
- Ну, раз вам всё понятно, тогда приступим к выполнению упражнения!, - оглядев строй критическим взглядом, произнёс подполковник и отошёл на несколько шагов в сторону.
- К бою!, - последовала его громкая команда от бортика бассейна, где он занял позицию возле перил вертикальной лестницы, ведущей в его глубь.
По его команде первая шеренга, в которой находился и я, с надетыми на голые плечи комплектом изолирующего противогаза ИП-5 в положение «наготове», пришла в движение.
Сделав глубокий вдох из атмосферы, мы быстро надели лицевую часть шлем-масок на голову и сделали шумный выдох в аппарат, затем взяв правой рукой кольцо пускового устройства регенеративного патрона и потянули его от себя и вниз до отказа.
При этом я почувствовал, как зашевелился дыхательный мешок на моих плечах, быстро заполняясь кислородом и услышал тихое шипение стравливающегося избытка газовой смеси через клапан избыточного давления, кожей лица ощутив поступление в подмасочное пространство теплого воздуха на вдох и учуяв появление специфического запаха газовой смеси.
После этого я затянул ремни крепления лицевой части, отрезая возможность самопроизвольного снятия шлем-маски, а мой сокурсник из второй шеренги, стоявший за моей спиной, надел на меня поясной ремень с прикреплённым к нему тонким страховочным тросом. Второй конец страховочного троса он крепко держал в своих руках.
Закончив подготовку, дыша уже не атмосферным воздухом, а газовой смесью из дыхательного мешка, каждый из нас поднимал правую руку вверх, тем самым давая понять преподавателю, что его команда выполнена и мы готовы к выполнению погружения, а когда все руки были подняты, он отдал приказ:
- Направо! К лестнице - шагом - марш!
Повинуясь его приказу, мы повернулись к нему лицом и в колонну по двое направились к лестнице, по которой поочерёдно и начали спускаться в холодную мутную воду.
Перед спуском вниз, преподаватель лично проводил каждому участнику погружения контрольный осмотр, проверяя правильность включения пускового устройства (рычаг зафиксирован и вернуть его в исходное положение невозможно) и убеждаясь в срабатывании пускового брикета, проверяя рукой нагрев корпуса регенеративного патрона напротив расположения пускового брикета.
Первый из курсантов начал осторожный спуск вниз по лестнице. Коснувшись ногой холодной воды, он на мгновение замер, а потом, словно решившись, продолжил свой спуск. Возвышаясь над ним, на бортике бассейна стоял курсант из второй шеренги, постепенно руками стравливая вниз страховочный трос, привязанный к поясному ремню погружаемого.
Когда над поверхностью воды осталась видна только его голова в шлем-маске, то второй курсант подал ему через бортик бассейна траки от гусеничной ленты танка, к которым, для удобства переноски, была приварена стальная арматура в виде ручки. Приняв "балласт" в руки, он быстро погрузился в воду, которая сомкнулась над его головой без всплесков, брызг и пузырей воздуха, и, достигнув дна бассейна, сделал несколько шагов в сторону от лестницы, уступая дорогу следующему.
Все его перемещения под водой отслеживались теперь только по движению страховочного троса, выходящего из воды и удерживаемого в руках второго курсанта, который шёл следом за ним вдоль бортика бассейна, готовый вытащить с его помощью "подводника", при возникновении необходимости, на поверхность или подать ему условный сигнал заученным подёргиванием.
Стиснув зубы, еле сдерживаясь от того, чтобы не заорать в голос от холода, я последовал за ним. Погрузившись по шею и взяв в руки переданный мне груз, я отпустил лестницу и спрыгнул вниз. Перед стёклами шлем-маски стремительно промелькнула граница воды и воздуха, а через мгновение я уже стоял на дне бассейна, дрожа то ли от холода, то ли от неприятного ощущения нахождения под водой, чуть ли не страха.
Совладав с собой, я сделал несколько шагов в сторону, пока не уткнулся в первого спустившегося, уступая дорогу следующему в очереди на спуск, где и стоял, привыкая к холоду, к ощущениям, отсутствию видимости...
Дождавшись спуска всех участников, условным подёргиванием страховочного троса, нам отдали команду на начало движения и наш "караван" тронулся в путь.
Мы шли в колонну по одному, друг за другом, с интервалом в несколько шагов, медленно нарезая круги по дну бассейна, а сверху, над нами, по бортику бассейна шли наши "вторые" номера, держа в руках концы страховочных тросов. Если смотреть на это со стороны, то создавалось впечатление, что здесь находится площадка для выгула неких диковинных животных, которых здесь и прямо сейчас выгуливают, держа на поводке. А то, что концы этих "поводков" уходили в воду, придавало этой картине дополнительную фантастическую иллюзию, как-будто выгуливали какое-то сказочное водное существо.
Так и прошли мы четыре круга, в завершении которого у замыкающего нашу колонну курсанта отказал регенеративный патрон и он начал задыхаться. Его охватила паника, поддавшись которой он потерял самоконтроль и не смог принять правильное решение. В результате этого он и сам чуть не погиб и чуть не угробил всех остальных, находящихся с ним под водой.
Вместо того, чтобы развернуться в обратную сторону к лестнице, которую он только что прошёл и подняться по ней наверх или просто разжать пальцы и выпустить из рук "балласт", удерживающий его на дне бассейна, и всплыть - он в панике побежал вперёд.
Паника придала ему дополнительных сил и ускорение, с которым, обгоняя всех нас, он, преодолевая сопротивление воды и бежал по дну бассейна с траками в руках, собирая своим страховочным тросом нас в одну кучу, запутывая между собой и таща на буксире.
Находящийся у бортика бассейна страхующий его курсант, тоже не сразу понял в чем дело и упустил момент для своевременного поднятия его на поверхность воды. А теперь он уже и не мог сам справиться с этим, ему банально не хватало сил вытащить уже не одного, а сразу всех семерых.
Пока наверху сообразили объединить усилия, пока мы сообразили сбросить "балласт", усилия по нашему подъёму из глубины не приносили плодов и мы запутывались всё больше и больше.
Некоторое время спустя, общими усилиями нас выдернули на поверхность воды страховочными тросами, словно рыбак достаёт рыбу из глубины водоёма, и подтащили к бортику бассейна, через который и перекинули нашу образовавшуюся "каракатицу", на ходу срывая с нас шлем-маски.
Дрожа от холода и выброса адреналина, бледные, с расширенными от пережитого страха глазами, мы смотрели на "виновника торжества", который открытым ртом шумно хватал воздух, не в силах надышаться.
А потом, немного отдышавшись и придя в себя, с виноватой улыбкой, он прохрипел нам:
- Простите, ребята, я просто испугался...
Глядя на его трясущиеся синюшные губы на бледном лице, тощую фигуру, не отличающуюся наличием слишком уж развитой мускулатуры, я находился в недоумении, не понимая, как он смог бегать под водой, да ещё с таким довеском, как мы.
- Ничего... Всё нормально ... Не переживай ... - послышались наши успокаивающиеся голоса со всех сторон, при этом некоторые ободряюще похлопывали его рукой по поникшим плечам.
А потом, мы заржали в голос, не в силах остановиться, поймав "отходняк" от перенесённого нервного напряжения, услышав от одного из нас фразу:
- Ну, ты прямо настоящий Ихтиандр - человек-амфибия!
-
Если понравилось, то жми лайк и подписывайся на канал!
Другие рассказы автора - по ссылке
#случай из жизни #военная служба #служба в армии #курсанты военных училищ #солдатские истории #военное училище #подводное плавание #противогаз #водолазы #танкист