Между рекой Раздан и Арташатским каналом, сразу за летней резиденцией президента Армении расположилось здание из розового туфа — станция Айреник пока еще действующей Ереванской детской железной дороги. Название переводится как «Родина».
ЕДЖД через пару месяцев отпразднует 85-летний юбилей: движение на ней было открыто 9 июня 1937 года. Тогда состав из трех самодельных вагонов шел под паровозом 159—434. Он до сих пор стоит на станции, но уже много лет не эксплуатируется.
Неподалеку располагаются два полуразрушенных жестких вагона PAFAWAG, переданные дороге в 1959 году и тогда же построенные.
В 1971 году ЕДЖД получила в пользование тепловоз ТУ2-116. После этого выше упоминавшийся паровоз 159—434 встал на вечный прикол. Тепловоз сгорел и был распилен на металлолом.
В 2022 году на станции Айреник стоит его брат ТУ2-096 с тремя вагонами типа «дилижанс». Именно он и обслуживает пассажиров в те редкие моменты, когда дорога работает.
Мне не повезло: дорога в день моего посещения не работала. Поэтому к следующей станции Урахутюн (Радостная) я пошел пешком.
Протяжённость дороги — около двух километров. Урахутюн — промежуточная станция. На пути к ней соорудили бутафорский тоннель. По факту это просто длинная арка.
С конца 1980-х годов на фоне экономического и политического кризисов в Республике Армения дорога приходит в упадок. Станция Урахутюн перестает обслуживаться, поезда на ней не останавливаются, и ее здание начинает разрушаться.
Южнее находится конечный остановочный пункт ЕДЖД — станция Пионеракан (Пионерская). Именно туда направляется в редкие дни работы дороги поезд от станции Айреник, причем, в обратный путь он идет вперед вагонами, без высадки пассажиров. Сама станция представляет собой потрепанную жизнью платформу: она также была заброшена в конце 1980-х.
Каких-либо перспектив у дороги сейчас, к сожалению, нет. Но, несмотря на упадок железнодорожного хозяйства, все ее объекты до сих пор пользуются популярностью у местных и приезжих. И какую-то надежду на чудо это все-таки оставляет. Хоть и призрачную.