Найти тему

"Пляски смерти" А.А. Блока. Поэзия-приговор обществу. Часть 1

Оглавление

Безупречное владение пером, огромный талант и способность выражаться таким образом, чтобы самый непросвещенный читатель смог понять задумку автора. Всё это - Александр Александрович Блок.

А.А. Блок
А.А. Блок

Это первая статья из целого ряда статей о творчестве А.А. Блока и "Плясках смерти" в частности. Желаю читателю приятно провести время. Итак, начнём!

В лирике Блока А.А. особое место занимает тема необходимости и трагической неизбежности смерти. Настроение поэта после Первой русской революции 1905-1907 гг. располагало к написанию проклинающих российскую действительность стихотворений.

Например, в письме матери от 12-13 апреля 1909 года, перед отъездом за границу, он пишет:

"Изо всех сил постараюсь я забыть начистоту всякую русскую «политику», всю российскую бездарность, все болота, чтобы стать человеком, а не машиной для приготовления злобы и ненависти. Или надо совсем не жить в России, плюнуть в ее пьяную харю, или — изолироваться от унижения — политики, да и «общественности» (партийности)."

Это разочарование, которое он испытывал от России настоящей, обыденной и насущной смягчалось уходом в мир литературы Л.Н. Толстого, "Войну и мир" которого он читал, путешествуя по Италии, и прозы А.С. Пушкина. В их творениях он видел настоящую Россию, а от той, которая разъедала его душу, он бежал.

Но это ещё ничего. Чувствительный и чутко воспринимающий поэт не мог жить среди грязи, разврата и злобы. Он стал разочаровываться в людях. Цикл "Страшный мир" как раз и является результатов этой печали, её апогеем. Пять стихотворений, написанных в разное время, но объединённых в "Пляски смерти" являются частью этого цикла.

Стихотворение "Как тяжко мертвецу среди людей..." - является первым и по духу "вводным".

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»

А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он…
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

В этом стихотворении автор описывает жизнь одного мертвеца. Понятно, что героем стихотворения является чиновник, один из тех, кого так ненавидел и презирал поэт. А. А. Блоку противен мир, в котором мертвец является общественной нормой. В каждой строке он подчёркивает его обреченность, его униженность судьбой, его бессмысленность. У него нет души, есть только "лязг костей", "изящный фрак" и имитация жизни.

Всё, что делает мертвец продиктовано обречённо-материальной необходимостью:

"Живые спят. Мертвец встает из гроба,

И в банк идет, и в суд идет, в сенат…"

или

"...Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрезный анекдот…"

или

"...Он шепчет ей незначащие речи,

Пленительные для живых слова..."

Чтобы передать всю гадливость положения мертвеца, автору достаточно описать его жизнь такой, какой она является со стороны. Петербург, грязь, лишь видимость жизни... А что Блок? Он созерцает и страдает, грезит о перерождении России, а слышит только лязг костей...

Продолжение следует...

Надеюсь, вам понравилась моя статья. Буду очень рад, если вы оставите комментарий. Если у вас есть предложения(темы для будущих статей, анализов и т.д.), вы можете предложить их ниже. До скорых встреч!