Найти тему
Ксюшины Сочінѣнія

А если это средневековое кино, или что можно снять по «Слову о полку Игореве»?

Оглавление

В поэтическом древнерусском эпосе конца XII века в переложении на современный русский язык (пер. Н.А. Заболоцкого) есть страшный отрывок, демонстрирующий образ богини скорби и печали Карны, которая появляется после разгрома Игоревой дружины половецкими ханами:

«Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после грозной сечи! И явилась Карна и в кручине смертный вопль исторгла...»

А говорят, что в средневековье не было глубины сознания, и все просто боялись божественного провидения... От одного этого предложения становится не по себе. Это ж начало триллера в его тревожном ожидании и страхе!

Сама Карна пришла и исторгла страшный вопль, разносящийся по всей половецкой Степи... Думается, время застыло, а пар от крови воинов наполнял пространство. Бог в этот миг покинул то место, появилось существо из язычества.

По мнению Интернета, Карна выглядела именно так... Интересно, это подлинник языческого творчества?
По мнению Интернета, Карна выглядела именно так... Интересно, это подлинник языческого творчества?

Так и хочется заявить под другим углом восприятия — а если рассмотреть «Слово о полку (походе) Игореве» в точки зрения жанровости кинофильмов?

Институт русской литературы и кафедра древнерусской словесности, в частности, сразу закидают меня фолиантами.

Думается мне, что в великом «Слове» есть нюансы разных жанров кино.

К примеру, здесь заложены оттенки мелодрамы. Это раскрывается в лиричности монолога (плаче-молитве) Ефросиньи Ярославны, обращённого к её пленённому мужу Игорю.

Глубина женского чувства в купе с богатым лексическим выражением и сильной образной системой (стоит перед огромной рекой Дуная на городской стене средневекового города, на рассвете, и обращается к Ветру, Дунаю и Мирозданию в целом, представляет как превратится в птицу и полетит по-над водой) создаёт сильный кинематографический эффект.

*Пожалуйста, жанр фэнтези.

Чем форма выражения Гарри Поттера может быть хуже киновоплощения «Слова»?

В. Г. Перов. «Плач Ярославны». Картина 1881 года
В. Г. Перов. «Плач Ярославны». Картина 1881 года

Нагнетаем дальше... Триллер же. «... И далече заметалась Желя по дорогам, потрясая искрометным рогом».

Это Желя (Жля)
Это Желя (Жля)

Появляется образ Жели (Жля) — эта богиня совместно фигурирует с Карной там, где горе да беда...

***«Где москвички, как синички под окошками, ходят первыми пушистыми дорожками и смущаются под пристальными взглядами...»

Тут сестрички — москвички сами смутили ребят.

Продолжаем расширять кинокартину:

«И от края, братья, и до края

Пали жёны русские, рыдая:

“Уж не видеть милых лад нам боле! Кто разбудит их на ратном поле?

Их теперь нам мыслию не смыслить, Их теперь нам думою не сдумать,

И не жить нам в тереме богатом,Не звенеть нам серебром да златом!»

Прошу прощения, но последние слова всегда вызывали у меня эмоцию — ️рукалицо.

Девчат, как бы мужья лежат мёртвые, а вы тут о серебре и тереме.

Но не нужно их винить, товарищи-коммунисты! Таково средневековое сознание средневековой женщины, которая не работала, не голосовала, а рожала и ждала мужа-воина с войны! И прививок у неё не было!

Муж умер, из дома попрут, может, вообще убьют, детей заберут... Это страшно, на самом деле. Но к злату и терему всё же не нужно сводить.

Но эта строка вызывает у меня благоговейный трепет:

«Их теперь нам мыслию не смыслить, Их теперь нам думою не сдумать...». Очень поэтично и сверхпрекрасно! Какая глубина психологического восприятия личности, без шуток. То есть образ мужа после смерти не восстановим ни мыслью, не думой. Его нет, просто нет.

А вокруг Карна и Желя, стонут и вО́ют в Степи, а вокруг жёны, павшие в плаче, от края и до края... Как же это сильно кинематографично, не находите?

Формула кино «Слова о полку Игореве»:

Историко-военное полотно + элементы триллера + элемент мелодрамы + размышления (в стиле Тарковского).

Подача: клиповые отрезки, соединённые смыслом о Боге, но не сюжетом.

Отличное бы вышло кино! Напишу куда-нибудь в Москву...

#слово о полку игореве

#плачярославны

#древнерусская литература

#мифологические существа

#мифология славян

#славянская культура

#жанры кино

#триллеры

#школьная программа

#уроки литературы