В поэтическом древнерусском эпосе конца XII века в переложении на современный русский язык (пер. Н.А. Заболоцкого) есть страшный отрывок, демонстрирующий образ богини скорби и печали Карны, которая появляется после разгрома Игоревой дружины половецкими ханами:
«Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после грозной сечи! И явилась Карна и в кручине смертный вопль исторгла...»
А говорят, что в средневековье не было глубины сознания, и все просто боялись божественного провидения... От одного этого предложения становится не по себе. Это ж начало триллера в его тревожном ожидании и страхе!
Сама Карна пришла и исторгла страшный вопль, разносящийся по всей половецкой Степи... Думается, время застыло, а пар от крови воинов наполнял пространство. Бог в этот миг покинул то место, появилось существо из язычества.
Так и хочется заявить под другим углом восприятия — а если рассмотреть «Слово о полку (походе) Игореве» в точки зрения жанровости кинофильмов?
Институт русской литературы и кафедра древнерусской словесности, в частности, сразу закидают меня фолиантами.
Думается мне, что в великом «Слове» есть нюансы разных жанров кино.
К примеру, здесь заложены оттенки мелодрамы. Это раскрывается в лиричности монолога (плаче-молитве) Ефросиньи Ярославны, обращённого к её пленённому мужу Игорю.
Глубина женского чувства в купе с богатым лексическим выражением и сильной образной системой (стоит перед огромной рекой Дуная на городской стене средневекового города, на рассвете, и обращается к Ветру, Дунаю и Мирозданию в целом, представляет как превратится в птицу и полетит по-над водой) создаёт сильный кинематографический эффект.
*Пожалуйста, жанр фэнтези.
Чем форма выражения Гарри Поттера может быть хуже киновоплощения «Слова»?
Нагнетаем дальше... Триллер же. «... И далече заметалась Желя по дорогам, потрясая искрометным рогом».
Появляется образ Жели (Жля) — эта богиня совместно фигурирует с Карной там, где горе да беда...
***«Где москвички, как синички под окошками, ходят первыми пушистыми дорожками и смущаются под пристальными взглядами...»
Тут сестрички — москвички сами смутили ребят.
Продолжаем расширять кинокартину:
«И от края, братья, и до края
Пали жёны русские, рыдая:
“Уж не видеть милых лад нам боле! Кто разбудит их на ратном поле?
Их теперь нам мыслию не смыслить, Их теперь нам думою не сдумать,
И не жить нам в тереме богатом,Не звенеть нам серебром да златом!»
Прошу прощения, но последние слова всегда вызывали у меня эмоцию — ️рукалицо.
Девчат, как бы мужья лежат мёртвые, а вы тут о серебре и тереме.
Но не нужно их винить, товарищи-коммунисты! Таково средневековое сознание средневековой женщины, которая не работала, не голосовала, а рожала и ждала мужа-воина с войны! И прививок у неё не было!
Муж умер, из дома попрут, может, вообще убьют, детей заберут... Это страшно, на самом деле. Но к злату и терему всё же не нужно сводить.
Но эта строка вызывает у меня благоговейный трепет:
«Их теперь нам мыслию не смыслить, Их теперь нам думою не сдумать...». Очень поэтично и сверхпрекрасно! Какая глубина психологического восприятия личности, без шуток. То есть образ мужа после смерти не восстановим ни мыслью, не думой. Его нет, просто нет.
А вокруг Карна и Желя, стонут и вО́ют в Степи, а вокруг жёны, павшие в плаче, от края и до края... Как же это сильно кинематографично, не находите?
Формула кино «Слова о полку Игореве»:
Историко-военное полотно + элементы триллера + элемент мелодрамы + размышления (в стиле Тарковского).
Подача: клиповые отрезки, соединённые смыслом о Боге, но не сюжетом.
Отличное бы вышло кино! Напишу куда-нибудь в Москву...
#слово о полку игореве
#плачярославны
#древнерусская литература
#мифологические существа
#мифология славян
#славянская культура
#жанры кино
#триллеры
#школьная программа
#уроки литературы